Горючий творог Лев-Толстовского молочного завода, необычные свойства которого открыла «Фонтанка», не был случайным недоразумением. Мы провели новый эксперимент: купили 6 образцов «творога» в разных концах Петербурга. Анализы показали: ни в одном молочного жира нет.
Это значит, что, наказав одного продавца и одного производителя горючего творога, Роспотребнадзор проблему не решил. Круговой опрос продавцов, посредников и производителей творожных продуктов напоминает игру в «Мафию» – кто-то, очевидно, лжет.
Горючий творог Лев-Толстовского молочного завода, необычные свойства которого открыла «Фонтанка», не был случайным недоразумением на рынке. «Фонтанка» провела очередной творожный эксперимент. На сей раз мы сделали ставку на научный подход — и решили сдать закупленные в разных концах города образцы на анализ в лабораторию Санкт-Петербургского «Центра контроля качества товаров, работ и услуг». Целью исследования было выяснить, стало ли содержимое творожных ведерок у метро здоровее после нашего нашумевшего опыта с «горючим» творогом.
На бульваре Новаторов, 79, около выхода из метро «Проспект Ветеранов» торговые павильоны образуют целую галерею. В одном из них, у подножия торгового центра «Манхэттен», продают выпечку, мясную и молочную продукцию. Здесь были закуплены творожный продукт «Славянский» 5% (на ценнике, где обычно указывают происхождение товара, значилось «Сфера», 136 руб. за килограмм) и «Творог 5% ГОСТ» (Н. Новгород, 149 рублей за килограмм). Продавец — ИП Манаф-Заде Анатолий Зульфамивич. На просьбу показать сертификат на продукцию девушка за прилавком выдала договор субаренды на павильон. Других документов у нее не оказалось. Сфотографировать этикетки на таре с продукцией девушка не дала, с возмущением заметив, что покупатели не имеют на это права. Впрочем, товарный чек выписала — с данными продавца, подписью, но без печати.
Вторая точка — метро «Международная», Бухарестская улица. Именно здесь обитала злополучная автолавка, торговавшая колбасой и горючим творогом. Как оказалось, несмотря на приостановку своей деятельности, автолавка застенчиво продолжает торговать — но уже только колбасой — в арке жилого дома на противоположной стороне улицы. В торговом павильоне у дома 23 по Бухарестской корреспондента приняли как родного. Приветливая продавщица показала сертификат, дала сфотографировать бочок пластикового ведра с творогом и выписала чек с печатью. Продавец — ИП Лиликина Марина Александровна. Согласно данным системы СПАРК, отраслевая принадлежность ИП Лиликиной Марины Александровны из Фрунзенского района – розничная торговля продуктами из мяса и мяса птицы, а не молочная продукция.
«Творожный продукт — это, конечно, не натуральный творог. Но у нас на него есть все документы. Зачем мне обманывать моих покупателей, если я живу в соседнем доме и всех их знаю много лет», – сказала девушка.
Здесь для эксперимента был приобретен творожный продукт «Фермерский» по 110 рублей за килограмм. Правда, с жирностью вышла путаница — на ценнике было указано 26%, на этикетке ведра — 18%. «Массовая доля молочного жира в жировой фазе — 51%», гласила этикетка. Изготовитель – ООО «Агрофирма» из Иваново — по заказу петербургской компании ООО «Ярославка». А вот в сертификате соответствия значился и вовсе Узловский молочный завод из Тульской области (Дубровское шоссе, 3, тел (48731) 57091 и (48731) 57090) — тоже с творожным продуктом «Фермерский». Первое, что видит посетитель сайта Узловского молочного завода – совет остерегаться подделок. В каталоге развесной продукции завода названия «Фермерский» нет, только различные вариации творожного продукта BakeryMix.
Около станции метро «Приморская» есть торговый центр «Гаванский». Там помещается продуктовый рынок. Есть и прилавок с молочными продуктами, где присутствуют все те же творожные названия – «Славянский» и «Фермерский». Продавец — ИП Качановская Надежда Чеславовна. Зарегистрировано не в Василеостровском, а в Приморском районе. Специализация — «прочая розничная торговля».
Товарный чек выдают без печати. Здесь корреспонденту также показали и сертификат, и этикетки транспортной тары. Итак, творожный продукт «Славянский» 5% (115 руб. за килограмм) был произведен в Петербурге — ООО «Сфера». Этикетка и здесь обещала не менее 51% молочного жира. В сертификате соответствия также значилось ООО «Сфера» с проспекта Ударников (фактический адрес производства — Партизанская улица, дом 11). Это был единственный случай в ходе нашей закупки, когда информация о продукте на ценнике, в сертификате и на этикетке транспортной тары полностью совпала.
Творожный продукт «Фермерский» (18%, 125 рублей за килограмм) оказался товаром более сложной судьбы. Продавец честно предупредила, что его лучше не брать — стоит давно, как раз собиралась его снять с витрины. Когда «Фермерского» осталось немного, его переложили в ведро поменьше – поэтому на этикетке написано «Сливки». А если верить представленному продавцом сертификату соответствия, производитель этого творожного продукта – ОАО «Боровичский молочный завод» из города Боровичи Новгородской области. В предложенном сертификате название «Фермерский» не упоминалось.
Последняя точка — станция метро «Пионерская». Там слева от метро стоит одинокий торговый павильон. А в нем — прилавок с развесной «молочкой». Корреспондент «Фонтанки» положил глаз на творог «Сливочный» (9%, по 170 рублей за килограмм) – приятного желтоватого цвета. Со слов продавца выходило, что он родом из Гатчины. Сертификата на него не оказалось вообще. Этикетка на транспортной таре сообщала, что он действительно именуется «Сливочным», но жира в нем — 26%, и не творог он вовсе, а творожный продукт. Производитель — ЗАО «Киржачский молочный завод». Отсутствие сертификата и путаницу продавец объяснила тем, что продукт получен только утром — вот документы на творог и не довезли. Продавец — ИП Гасымов Илгар Саяф Оглы. ИП зарегистрировано в Выборгском районе. Отраслевая принадлежность – розничная торговля в палатках и на рынках, преимущественно пищевыми продуктами.
К обеду корреспондент «Фонтанки» прибыл в испытательную лабораторию «Петербург-Экспертиза» при петербургском «Центре контроля качества» с внушительной котомкой — каждый образец для анализов весил 700-800 граммов. Именно столько нужно, чтобы проверить продукцию на физико-химические свойства и состав жировой фазы. Но в первую очередь нас интересовал молочный жир — точнее, его процентное содержание. Напомним, что в натуральном твороге (если верить ценникам, таких образцов у нас было два — а ведь обычные покупатели, как правило, не просят показать сертификат) его должно быть 100%, а в творожном продукте — не менее 50%. Для чистоты эксперимента пакеты с образцами мы обозначили номерами, не уточняя производителей.
Спустя пять рабочих дней были получены результаты. Все шесть образцов прошли испытания с одинаковым успехом: массовая доля молочного жира к жировой фазе продукта — менее 5%. Как пояснил «Фонтанке» директор «Центра контроля качества» Ростислав Шипицын , это значит, что молочного жира там попросту нет.
ПО СЛЕДАМ СЫТОГО КОТА
Получив на руки протоколы с результатами анализов, корреспондент «Фонтанки» приступил к разбору полетов. Цепочка, по которой творожные продукты попадают на столы петербуржцев, состоит из производителя, компании-посредника, закупающей у производителя партии товара, и индивидуального предпринимателя, берущего на реализацию всего понемногу.
Администратор торговой точки на Новаторов, 79 (ИП Манаф-Заде), назвавшаяся Еленой, объяснила поведение продавца тем, что девушка — новенькая, и просто не знала, где лежат нужные документы. «Но все сертификаты у нас есть, – заверила Елена. – Творог ГОСТ 5% произведен Ждановским молочным заводом в Нижнем Новгороде. А творожный продукт «Славянский» – ООО «Сфера» с проспекта Ударников в Петербурге. Но товар мы берем не у производителей напрямую, а через посредника. Заводам не выгодно с нами работать, потому что мы закупаем очень маленькие объемы».
Менеджер ИП Манаф-Заде Ирина, которая занимается непосредственно закупками, уточнила, что торговая точка на бульваре Новаторов за пять дней реализует не более 10 кг творожного продукта «Славянский», а творога ГОСТ 5% уходит около 5 кг за три дня. И называется этот творог «Сытый кот».
Продукцию под таким названием выпускают два предприятия. Первое – общество с ограниченной ответственностью «Заснеженная Русь» – зарегистрировано на территории центральной усадьбы СПК «Ждановский». Второе – общество с ограниченной ответственностью «Дармилк», в поселке Сатис Нижегородской области.
Однако гендиректор «Заснеженной Руси» Марина Слизовская огорошила «Фонтанку»: оказывается, ее предприятие не выпускает ни творога, ни творожных продуктов с января. «У нас идет реконструкция линии приемки молока, – сказала Марина Слизовская. – Мы планируем возобновить производство не раньше 19 июля. Если у продавца из Петербурга действительно есть сертификат или декларация на нашу продукцию, то на сайте Росреестра вы можете проверить, действующий это документ или нет. У меня сейчас нет действующей декларации на творог. И я не знаю, откуда она могла взяться у них, может быть, с прошлой осени где-то валялась». Кроме того, по словам гендиректора «Заснеженной Руси», марка «Сытый кот» на данный момент не зарегистрирована официально — и, вполне возможно, что заметным логотипом с изображением мультяшного котика мог воспользоваться кто-то, производящий фальсификат.
Посредник, через которого ИП Манаф-Заде с бульвара Новаторов закупает продукцию «Сферы» и «Заснеженной Руси», называется ООО «Арина». Зарегистрировано на проспекте Юрия Гагарина, д. 32, и работает с множеством розничных точек по всему городу. Факт сотрудничества с ООО «Арина» подтвердил «Фонтанке» и гендиректор ООО «Сфера» Геворг Геворгян. «Это очень хороший поставщик», – отметил Геворгян. «Мы на рынке более 13 лет, – сказала «Фонтанке» менеджер компании-посредника Марина. – И мы закупали продукцию именно у «Заснеженной Руси». Я не знаю, почему генеральный директор сказала вам, что производственная линия остановлена. У нас есть накладные, если будет инициировано разбирательство, мы сможем свои слова доказать. Со «Сферой» мы работаем очень давно. И каждую неделю продаем около 10 тонн их продукции по Санкт-Петербургу. Это не только творожные продукты, но и массы с разными наполнителями. Я не могу показать вам наши накладные, но могу прислать копии сертификатов на товар». По словам Марины, продукцией «Сферы» торгует буквально полгорода. «Я не знаю, откуда берется фальсификат. Но однажды поставщик, которого я не буду называть, предлагал нам на реализацию творожный продукт дешевле, чем у «Сферы», – рублей по 50 за килограмм. Я забыла убрать коробку с образцом в холодильник, и этот творожок превратился в жидкое масло. Конечно, мы не стали брать его, – говорит Марина. – Чтобы навести порядок, надо проверять в первую очередь производства. Кроме того, я не могу ручаться, что у ИП, с которыми мы работаем, нет других посредников».
Менеджер по продажам ООО «Ярославка» Елена подтвердила «Фонтанке», что компания сотрудничает с ИП Лиликина с Бухарестской улицы, а продукцию заказывает у «Агрофирмы» из Иваново. «Мы дистрибьюторы и не можем ответить на вопрос, почему результаты анализов показывают отсутствие молочного жира, – сказала Елена. – Все, что мы можем сделать — запросить у вас копию этих результатов и передать их производителю. У продавца, ИП Лиликина, все сертификаты на наш товар есть, девочки просто поволновались и дали вам не тот документ». Сразу после разговора Елена выслала на почту корреспондента «Фонтанки» копию декларации соответствия на творожный продукт, произведенный по заказу «Ярославки». На соответствие требованиям «Фермерский» творожный продукт «Агрофирмы» проверяла некая испытательная лаборатория «Эксимтест» из Одинцовского района Московской области. Протокол об успешном прохождении испытаний был выдан 29 января 2015 года.
В ООО «Агрофирма» пообещали прокомментировать ситуацию, как только руководство ознакомится с предоставленными «Фонтанкой» документами.
СФЕРИЧЕСКИЙ ТВОРОГ
У ООО «Сфера», которая производит творожный продукт «Славянский» в Петербурге, есть сайт, украшенный изображением коровы на фоне альпийских лугов. Согласно опубликованному прайсу, цена «Славянского» для оптовиков – 71 рубль за килограмм. Напомним, у метро его продают по цене от 110 до 140 рублей.
Технолог ООО «Сфера» Мария Рябиновская рассказала «Фонтанке», что компания уже сталкивалась с тем, что под видом ее продукции в ларьках у метро продавали фальсификат. «Кроме того, нам стало известно, что в Петербурге может быть еще одно производство с таким названием», – сказала Мария Рябиновская. По ее словам, «Сфера» честно соединяет молочное сырье с готовыми смесями – заменителями молочного жира от известных производителей. «Например, Евдаковского масложирового комбината, который выпускает смеси и композиции для кулинаров и молочных заводов, – сказала Рябиновская. – Или корпорации «Союз» из Калининграда. В основе этих смесей — не пальмовое, а подсолнечное и соевое масла».
«Мы ежедневно производим творожного продукта «Славянский» порядка 300-400 кг, а по городу его можно встретить тоннами, – отметил, в свою очередь, гендиректор ООО «Сфера» Геворг Геворгян. – Поставляем его не только в Петербург, а по всему СЗФО — в Мурманск, Архангельск. У нас регулярно бывают проверяющие органы, мы абсолютно честны перед потребителями. Ищите лучше подпольные заводики, где производят фальсификат. Такие производители могут быть среди участников госзакупок. Посудите сами, если государство утверждает максимальную стоимость пачки творога для поставок в детские сады и больницы – 22 рубля. Попробуйте за эти деньги найти натуральный творог по стране. Мы, производители молочной продукции, давно пытаемся добиться повышения минимальной цены на поставки творога, но к нам не прислушиваются. И потом у детей на тарелках оказывается непонятно что».
Согласно печати на сертификате, который корреспонденту «Фонтанки» показали на точке ИП Качановская в торговом центре «Гаванский», творожный продукт «Сферы» был закуплен через посредника – ИП Леонтьева Яна Григорьевна. «Мы действительно поставляем ИП Леонтьева свою продукцию, – подтвердил Геворгян. – Но вполне может быть так, что этот продавец взял у ИП Леонтьева ведро творога полгода назад, чтобы получить сертификат. И с тех пор работает с каким-то другим посредником. Сейчас огромное количество мелких фантомных производств, которые ничего не имеют за душой, кроме одной мешалки, они берут у любого производителя сырье, кладут туда крахмал и вот это все появляется под разными этикетками. Мы не можем с этим бороться».
«Фонтанка» тоже не знает, как бороться с фальсификацией творожных продуктов. Но, имея результаты исследований шести образцов, закупленных в разных концах города, мы утверждаем: там, где торгуют творожком вразвес, с большой долей вероятности порядка нет. Документы на продукцию либо отсутствуют, либо не имеют отношения к тому, что лежит на прилавке. Словосочетание «этикетка транспортной тары» повергает продавцов в изумление. Творожные продукты выставлены не в своих ведрах. На ценниках творожные продукты упорно продолжают называть «творогом».
Если говорить о цепочке продавец-посредник-производитель, то здесь тоже все сложно. Собеседники «Фонтанки», узнав о результатах анализов, перекладывают ответственность друг на друга. Даже при наличии сертификата или декларации соответствия производитель не признает «отцовства» – ведь творожок могли подменить в любой момент после того, как он покинул заводскую территорию.
В «Центре контроля качества» советуют покупать продукты только в надежных магазинах и на проверенных рынках, а не в палатках у метро. А если купленный по дороге домой творожок показался вам странным, не спешите нести пакет в лабораторию. Напишите заявление в «Центр контроля качества», укажите точный адрес торговой точки. Специалисты «Центра» сами выедут на место и опломбируют пакет с закупленным образцом. Дальше в дело должны вступить Роспотребнадзор и прокуратура. Правда, жернова этой системы нерасторопны — от вашего заявления до наступления каких-либо последствий может пройти месяца два.
Венера Галеева, «Фонтанка.ру»