В отношениях России и Турции наметилось потепление, по итогам которого продовольственные санкции вполне могут быть сняты. Но будут ли рады такому исходу российские сельскохозяйственные производители?
Неожиданные извинения президента Турции за сбитый российский самолёт и возможная готовность выплатить компенсацию послужили поводом для разговоров о потеплении отношений между странами и возможной отмене российских санкций. Меж тем поставщики уже переориентировались на внутреннего производителя, по которому отмена продуктового эмбарго может ощутимо ударить.
По данным статистики, до введения эмбарго на Турцию приходилось 20% от общего объёма поставок овощей в Россию. При этом в пяти из семнадцати категорий запрещённых продуктов эта страна была лидирующим импортёром. Особенно ощутимой оказалась потеря турецких томатов, поскольку здесь доля импорта составляла 70%.
Извинений от Эрдогана ждали более семи месяцев. Пока в Кремле хранят молчание, министр строительства и ЖКХ Михаил Мень уже заявил, что Россия может пересмотреть ограничения на работу строительных компаний из Турции. Но касательно продуктов в Россельхознадзоре выражаются осторожнее: ведомство пока не готово отменить эмбарго, поскольку ограничения, как отметили чиновники, носили исключительно технический, а не политический характер.
Вопрос должен проясниться 29 июля, когда между Путиным и Эрдоганом состоится телефонный разговор, который, по всей видимости, и решит судьбу дальнейших отношений двух стран. Если российский президент примет извинения, можно ожидать, что и технические ограничения на поставку продовольствия окажутся вполне преодолимыми.
После введения эмбарго торговые сети обратили внимание на другие страны и на российского производителя. Но рост цен было не остановить. По данным Петростата, уже в декабре 2015 года фрукты и овощи подорожали в целом на 7,1%. Попавшие под санкции помидоры выросли в цене на 22,8%, лимоны — на 20,5%, бананы — на 15%, а огурцы — на 13,1%. Свою роль здесь, впрочем, сыграло и сезонное повышение цен.
Замещение импорта проходит не такими масштабами, как хотелось бы: в Ленобласти объём производства в январе-мае 2016 года вырос на 3,5% – то есть даже меньше, чем в 2015 году, когда прирост составил 4,2%. Всего объём производства сельхозпродукции в Ленобласти достиг 27,2 млрд рублей — такие цифры приводит Петростат.
Председатель Петербургской ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков сообщил «Фонтанке», что на малом предпринимательстве, по его мнению, отмена российских санкций не отразится никак: товары, поставляемые из Турции, не растут в Ленобласти, и поэтому здесь не предвидится какой-либо конкуренции. Фермеры Петербурга и Ленобласти, как правило, ориентированы на мясо и молоко, не имеющее никакого отношения к продовольственному эмбарго. К тому же турецкие товары всё равно проходят на наш рынок, уверен Третьяков: не стоит забывать о пресловутых «белорусских креветках».
Тем не менее отмена продовольственного эмбарго может повлечь за собой более серьёзные последствия. «Если торговые сети были вынуждены (подчёркиваю, вынуждены) ориентироваться на российского производителя, и в южных регионах стали широко закладывать плантации помидоров, то с отменой санкций все опять вернутся к турецкому продукту, и наш производитель останется не у дел», – отметил Третьяков.
По словам эксперта, это не затронет малый бизнес, но скажется на общей атмосфере среди российских производителей. «Мы и так, если по-честному, не верим власти. А здесь получается, что власть объявила курс на импортозамещение, призвала туда инвестировать средства, кто-то на это повёлся. И выяснится, что ребята опять проиграли, потому что поверили властям. Получается классическое «поматросил и бросил». Это шаг неразумный: либо не надо было вводить санкции, либо не надо их сейчас отменять», – пояснил Третьяков.
Представители сельскохозяйственных компаний согласны с Третьяковым. В племенном предприятии «Победа» корреспонденту «Фонтанки» сообщили, что после введения санкций российские производители почувствовали перемены к лучшему, а потому отменять эмбарго пока не стоит. «Только начинает всё налаживаться. Сначала дают волю, расширяют площади, люди берут кредиты, а потом раз — и всё», – отметили в компании.
В «Победе» также считают, что качество турецких помидоров оставляет желать лучшего, хотя потребители вряд ли готовы однозначно с этим согласиться. «Лучше кушать наши вкусно пахнущие помидоры, чем турецкие пластиковые, которые лежат по десять недель, и с ними ничего не случается. Они даже не портятся», – тем не менее уверены представители компании.
Проблем в отрасли хватает и без отмены антитурецких санкций. В частности, по словам сотрудников «Победы», правительству следовало бы дать российскому производителю больше льгот: например, снизить цены на электроэнергию. Стоит и обратить внимание на незасеянные земли. «Мы начали шевелиться и что-то производить. Но сколько пустующей земли в Ленобласти, на Псковщине, Новгородчине! Может быть, там поднять? Сеять, сажать. А кто не хочет сеять — тех сажать», – резюмировали в компании.
В ООО «Премиум-Агро» также выступили против отмены санкций. В компании тоже полагают, что турецкие фрукты и овощи не отличаются высоким качеством. Помимо этого в фирме не верят в искренность Эрдогана. «Не люблю, когда предают», – пояснил специалист «Премиум-Агро» в разговоре с корреспондентом «Фонтанки».
Но патриотизм патриотизмом, а с государственной поддержкой сельского хозяйства не всё так радужно, несмотря на заявления об импортозамещении. Для фермеров из Ленобласти даже после отмены санкций мало что изменится, уверена управляющая фермерского хозяйства «Уварово» Елизавета Цветкова. В разговоре с корреспондентом «Фонтанки» она отметила, что турецкую продукцию точно так же ввозят через Азербайджан, а в России заниматься сельским хозяйством в большинстве случаев невыгодно.
«У нас невыгодно производить никакую сельскохозяйственную продукцию. 40% субсидий в Евросоюзе — субсидирование сельского хозяйства. У нас — меньше 1%. У нас не будет никакого сельского хозяйства, кроме зерна, потому что его экспортируют. А всю молочку и овощи выгоднее ввозить из Европы, потому что им государство субсидированием и кредитами оплачивает рыночную стоимость в два-три раза. У нас субсидий практически нет. У них нулевые кредиты, если хозяйство давно работает. У нас – 28%», – отметила Цветкова. По её словам, сельское хозяйство может нормально функционировать только при государственной поддержке.
Александр Пелевин, для "Фонтанки.ру"