Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес «Закон о торговле» спишет бонусы с покупателей

«Закон о торговле» спишет бонусы с покупателей

1 463
Сергей Коньков/ДП
Источник:

Принятые 24 июня Госдумой поправки в «Закон о торговле» спровоцируют дефицит и рост цен, прогнозируют участники рынка. А вот выгоды малому бизнесу, в интересах которого изначально принимались, принесут немного.

Поправки Ирины Яровой в закон «О торговле», которые были последние полтора года предметом ожесточенных споров между ретейлерами, поставщиками и законодателями, приняты Госдумой. Хотя предложения о снижении бонусов значительно смягчили, переходить на новые правила придется быстрее, чем ожидали участники рынка. Ретейлеры советуют потребителям «запасаться продуктами» и ждать «перебоев в поставках».

Сегодня, 24 июня, Государственная дума РФ приняла поправки в закон «О торговле» во втором и третьем чтениях. Смысл законопроекта — в ограничении премий, которые поставщики продуктов питания перечисляют в пользу сетей за продажу определенных объемов товаров и различные услуги. Действующая редакция устанавливает бонус за размер закупки на уровне 10%, а остальные выплаты (например, за маркетинг или логистику) не ограничивает.

Автор поправок депутат Ирина Яровая, известная своими резонансными законопроектами, объясняла необходимость изменений заботой об отечественном производителе: сэкономленные на платежах сетям суммы могут быть направлены на другие цели, к примеру на развитие. Кроме того, это будет способствовать более честной конкуренции: те, кто имеет маркетинговые бюджеты на продвижение в сетях, и те, кто не имеет, окажутся в равных условиях.

Изначальный вариант предполагал снижение премий за продвижение товаров, рекламу, логистику до 3%. В таком виде проект прошел первое чтение в мае 2015 года, но вызвал возмущение со стороны розничных сетей. Ретейлерам удалось почти на год заблокировать поправки. И только после того, как президент Владимир Путин призвал не тянуть с их принятием, депутаты смогли вернуться к обсуждению. Правда, перед этим Минпромторг рекомендовал установить допустимый бонус в 5% и вывести из-под него логистические услуги, так как, по словам сетей, в противном случае могли возникнуть сложности с доставкой продуктов в удаленные районы.

Опасения, что новая версия закона слабо учитывает интересы потребителя, в ходе Петербургского международного экономического форума высказывал и председатель комитета Государственной думы по экономической политике Анатолий Аксаков. Однако после обсуждения на этой неделе профильный комитет все же согласовал проект с небольшими корректировками. К примеру, новшеством последнего этапа стало решение исключить акцизы и НДС из базы начисления бонусов, из-за чего сумма платежа в пользу ретейлера еще возрастет. Однако премии за все услуги, включая логистические, все-таки придется уместить в 5%.

Также новый закон предполагает сокращение допустимой отсрочки платежа. Так, за поставку продуктов со сроком годности менее 10 дней ретейлерам придется расплатиться с поставщиками через 8 дней (сейчас 10), со сроком годности 10 – 30 дней – за 25 (сейчас 30), со сроком годности более 30 дней – за 40 (сейчас 45).

Новая редакция закона, при условии, что ее одобрит Совет Федерации и подпишет президент, должна вступить в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования. С этого момента все новые договоры поставки должны будут заключаться по новым правилам, а действующие переведены в соответствие с ними до 1 января 2017 года.

Кому выгодно?

Участники рынка расходятся в оценке новых норм, однако согласны в одном — незамеченными поправки не останутся ни для бизнеса, ни для потребителя.

Так, Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования ранее подсчитал, что изменение закона «О торговле» приведет к перераспределению между ретейлерами и поставщиками 540 млрд рублей.

По мнению аналитиков Goldman Sachs, из-за низкой покупательной способности россиян и усиления конкуренции ретейлеры не смогут полностью компенсировать упущенные бонусы повышением цен. Как результат, их валовая рентабельность может снизиться на 60 базисных пунктов, а долг публичных компаний — вырасти с 2 до 12 млрд руб.

Наибольшие риски эксперты сулят сетям «О'Кей» и «Дикси». А вот на финансах «Ленты» , по их мнению, изменения в законодательстве отразятся минимально. В самой «Ленте» от комментариев на этот счет отказались. Генеральный директор петербургской сети «Реалъ» сообщил, что пока ему трудно оценить влияние новых правил на свой бизнес.

С большей охотой ретейлеры оценивают влияние поправок на потребителя. Так, по мнению главы X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») Игоря Шехтермана, снижение платежей за маркетинговые услуги и рекламу приведет «в краткосрочной перспективе к исчезновению новинок с полок, а в долгосрочной – к увеличению себестоимости продукции». Также они затруднят проведение промоакций, что ограничит для локальных производителей возможность продвижения своего товара в сетях.

Президент Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Ломакин-Румянцев в ходе сегодняшнего обсуждения поправок предрек, что из-за ускорения вступления закона в силу участники рынка не успеют перестроиться, поэтому потребителям следует быть готовыми «к перебоям в поставках» и «запасаться продуктами», передает РБК.

«Сокращение переходного периода точно приведет к недопоставкам и подорожанию товаров, цены на которые были искусственно занижены», – считает совладелица сети «Гирлянда» Алена Гилилова. Однако, по словам предпринимательницы, ее бизнес от этого не пострадает – она работает с небольшими производителями, у которых нет больших маркетинговых бюджетов, и не использует бонусы. Впрочем, саму новеллу она оценивает положительно — крупный и мелкий бизнес будет поставлен в равные условия.

Однако другие участники рынка такой оптимизм не разделяют. «Есть серьезные опасения, что сети все равно найдут возможности брать эти платежи, потому что расставаться с доходами никто не захочет», – комментирует директор по продажам «Мит Стар» Валерий Сергеев. По его словам, сейчас набирает популярность практика, когда сеть не сама продает рекламные услуги в своих магазина, а передает это право некой внешней компании. Однако в долгосрочной перспективе потребитель все-таки должен выиграть. «Ряд крупных компаний, например Х5 и «Ряды», уже работают «с чистой ценой», то есть не берут премии», – говорит он.

Генеральный директор агентства INFOLine Иван Федяков считает, что в долгосрочной перспективе для покупателя в лучшем случае ничего не изменится, в худшем — за снижение бонусов поставщиков придется заплатить именно ему. При этом малый бизнес, в интересах которого вроде бы принят закон, пострадает наверняка. «От ужесточения регулирования всегда выигрывают крупные игроки, потому что у них есть грамотные юристы и больше возможностей обойти закон», – поясняет он. А вот небольшим компаниям будет перестроиться сложнее, что чревато для них потерей рынка.

Риски для поставщиков видят и аналитики Goldman Sachs. По их мнению, включение логистических и транспортных услуг в допустимые 5% бонусов может привести к росту их расходов, так как поставщикам придется организовывать доставку за свой счет.

Галина Бояркова,

«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях