Российские владельцы "нестандартных" автомобилей, доработанных под определенные функции, бьют тревогу. В ГИБДД внезапно "вспомнили" про существование техрегламента, который запрещает любые изменения авто без соответствующих согласований, и начали вылавливать такие машины прямо на дорогах, грозя аннулированием регистрации. Особенно озабочены любители офроуда – их в нашей стране много по вполне понятным причинам.
Тревожные для джиперов новости в последнее время приходят из разных регионов России – от Камчатки, Сахалина и Дальнего Востока до Москвы и Подмосковья. Инспекторы останавливают автомобиль, оборудованный, скажем, лебедкой, шноркелем и даже экспедиционным багажником на крыше, и требуют или устранения "изменений конструкции транспортного средства", или легализации всех доработок. Здесь стоит отметить, что, как правило, наличие специального навесного оборудования в большинстве случаев говорит о том, что и внутренние узлы внедорожника наверняка модифицированы, то есть при углубленном обследовании будет найден воз и маленькая тележка нарушений. Ну а лифт кузова или подвески и подрезанные арки с нестандартными колесами заметны и просто на глаз.
Официальных заявлений на этот счёт со стороны ГИБДД пока нет, но, как пишет "Авто@Mail.Ru", ссылаясь на собственный источник, некоторым подразделениям ГИБДД и правда даны указания усилить контроль за "переделками".
А сейчас, внимание, будет много ссылок и цитат из законов и нормативных документов, по которым все действия остановившего вас инспектора являются правомочными.
Несмотря на то что в КоАП есть подходящая к такому нарушению статья 12.5, ч.1, по которой назначается незначительное наказание – предупреждение или штраф в 500 рублей, сотрудники Госавтоинспекции апеллируют к пункту 7.18 Приложения "Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств" к "Основным положениям по допуску ТС к экплуатации", который гласит:
<Эксплуатация запрещается, если> в конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации.
О запрете эксплуатации такого автомобиля говорит и Федеральный закон № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (статья 19, п.1).
Нарушение надо устранить на месте (что, как вы понимаете, чаще всего невозможно), или машина может поехать на штрафстоянку. Однако "добрые" инспекторы иногда дают какое-то время на исправление, кому 10 дней, кому месяц, и машину сразу не забирают. Но звучит предупреждение, что в случае неисполнения требований регистрация данного автомобиля может быть прекращена. И эти угрозы в жизнь действительно претворяются. В соцсетях и на форумах уже мелькают сканы соответствующих документов. Все законные основания для этого есть: пункт 51 Приказа МВД РФ № 1001 "О порядке регистрации транспортных средств", в котором, в частности, говорится:
При установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 настоящих Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства.
В свою очередь, в пункте 3, к которому обращаются в предыдущей цитате, сказано:
Не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами по следующим основаниям:
...
– представлены транспортные средства, конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах.
Сами нюансы изменений конструкций ТС оговариваются еще в одном очень объемном и, надо сказать, малопонятном простому человеку документе "Технический регламент Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", вступившем в силу 1 января 2015 года. Однако для каждого, кто замахнулся на какие-то самостоятельные переделки своей "колесницы", он должен стать настольной книгой.
В качестве вишенки на торте приведем еще один немаловажный постулат из Закона о БДД. Это пункт 4 статьи 15:
После внесения изменения в конструкцию зарегистрированных транспортных средств, в том числе в конструкцию их составных частей, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения, необходимо проведение повторной сертификации или повторного декларирования соответствия.
Вот тут и начинается самое интересное. Порядок легализации внесенных изменений крайне сложен, запутан и требует огромного количества времени и, главное, средств. Порой сама машина не стоит и половины той суммы, которую придется заплатить инстанциям за получение соответствующих бумаг. По словам редких "узаконившихся" джиперов, оплата разрешений в среднем может составить от 80 до 100 тысяч рублей. Огромное количество рыбаков, охотников и автотуристов просто не в состоянии выложить такие деньги, чтобы не лишиться возможности и дальше использовать свои старенькие "Нивы" и "УАЗики".
Один из героев, отважившихся на прохождение этого квеста в Нижнем Новгороде, подробно описывает все необходимые процедуры. Самая большая неприятность поджидает тех, кто машину уже переделал ранее. Для того чтобы начать процесс легализации, ее надо сначала вернуть к превоначальному заводскому состоянию, предъявить в ГИБДД и организацию, уполномоченную утверждать изменения конструкции (например, НАМИ), и лишь затем начинать всю постройку заново. Причем не самостоятельно в личном гараже, а строго в сертифицированном для таких работ сервисе. Говорят, что таковые уже есть, во всяком случае в Москве. В противном случае никаких разрешений вы не получите. Все переделки фиксируются в ПТС и свидетельстве о регистрации авто.
Отметим, что в настоящее время порядок регистрации вносимых изменений в конструкцию транспортного средства, по мнению юристов, находится вне правового поля. Документ, регламентирующий это ранее (Приказ МВД РФ от 07.12.2000 № 1240), был отменен в декабре 2014 года. Предполагалось, что в дальнейшем контроль должен осуществляться в порядке, установленном Техническим регламентом Таможенного союза (детальный порядок осуществления проверки должен быть установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации, о чем прямо сказано в пунктах 73 и 78 регламента). Однако до сих пор никаких постановлений на этот счет не появилось. В ГИБДД сейчас ориентируются на письмо МВД РФ от 20 ноября 2015 года № 13/5-8230, в котором изложены методические рекомендации. Но это внутренний ведомственный документ, который, как считают юристы, не является обязательным для выполнения гражданами, тем более что ряд его положений противоречит Техрегламенту, имеющему над ним высшую юридическую силу, пишут эксперты на одном из юридических форумов.
Волну возмущений "охота на внедорожники" вызвала на Камчатке, где дорог для обычных машин просто нет. Без соответствующих доработок автомобиля там просто невозможно выехать из многих населенных пунктов. Представители населения обращались даже к губернатору, но местная Госавтоинспекция твердо стоит на своём.
Сюжет телеканала РЕН-ТВ на YouTube
Под большим вопросом оказывается и развитие автомобильного спорта и туризма, уверены многие поклонники этих направлений. На сайте общественных инициатив уже открыта петиция с требованием к федеральным властям упростить процедуру регистрации внесенных изменений в конструкцию ТС.
Среди обеспокоившихся владельцев тюнингованных внедорожников и хорошо известный в джиперских кругах блогер Лёня Немодный, которого можно назвать рупором идеологии оффроуда. Его близкий друг уже испытал на себе пристальный интерес подмосковной ГАИ.
«"Ему <инспектору ГИБДД> не понравилось всё. Не только колеса, лифт и люстра (что, в общем-то, вполне понятно), но и лебедка в штатном бампере, шноркель, багажник и противотуманные фары на бампере, установленные по правилам – ниже уровня головного света. Шноркель был признан самопальным и неправильным. С трудом удалось объяснить, что это оригинальный австралийский шноркель, сертифицированный, и с ним всё хорошо. Правда, сотрудник немедленно потребовал предъявить на него сертификат соответствия (видимо, всем обладателям выведенных воздухозаборов теперь лучше возить с собой копию сертификата соответствия). Пороги ему тоже не понравились, ибо отличаются от штатных, – пишет Леонид в своем блоге и делает вывод: – Повальная охота на нас, похоже, началась. При этом прозрачного механизма легализации изменений, существовавшего еще несколько лет назад, на текущий момент нет. И придется продираться сквозь тернии к звёздам. Правда, спрос рождает предложение. Думаю, как только появится спрос (а он, увы, появится), найдется и предложение. Наверняка возникнут конторы, находящиеся на стыке ГИБДД и НАМИ, которые за денюшку (скорее всего, немалую) будут легализовывать внедорожный тюнинг".»
P. S. К стритрейсерам все вышеизложенное тоже относится. И утешительная новость для владельцев автомобилей, снятых с производства: вас это всё не касается – это явным образом прописано в техреламенте.