- Как родилась идея путешествия через всю Россию?
- Несколько лет назад я услышал песню Игоря Растеряева "Русская дорога" и подумал: а почему бы не проехать через всю Россию? Я понял, что такое путешествие лучше осуществить на классической "Ладе", которая имеет символическое значение для Финляндии (автомобили "Лада" продавались в Суоми 30 лет назад и пользовались популярностью. - Прим. автора). Кроме того, хотелось посмотреть на страну с точки зрения простого жителя, а не олигарха, путешествующего на "Лексусе". Проект обсуждался еще несколько лет назад, и, когда редактор Каиус Ниеми (Kaius Niemi) наконец-то одобрил его, я на следующий же день отправился в Петербург и купил "Ладу". Бюджет всего путешествия составил почти 7000 евро, включая работу четырех фотографов-фрилансеров.
- Чему вы научились на российских дорогах? Судя по одной из ваших заметок, бензин вы теперь покупаете на заправках больших сетей?
- В Финляндии существует стереотип о рискованной и быстрой езде в России. Отчасти это суждение основано на стиле вождения в 90-е на трассе между Выборгом и Санкт-Петербургом. Однако после Мурманского шоссе скорость автомобилей значительно снижается. Это связано с тем, что я назвал "выбоина-сюрприз" (yllätyskuoppa), а также с общим стилем жизни в провинциальной России - куда тут торопиться?
Что касается бензина, то тут нужно сделать уточнение: второй раз я купил плохой бензин уже на небольшой заправке под вывеской "Роснефть" между Читой и Улан-Удэ. Логотип большой сети ничего не означает в России. Для себя я сделал вывод, что признак хорошей заправки - наличие рядом заправочной техники. Также можно съехать с большой дороги в маленькие населенные пункты и заправиться там: местные продавцы опасаются продавать некачественный бензин своим соседям.
"Я завел автомобиль, и "Лада" дернулась всего один раз. Кажется, мусор, залитый на бензозаправке, остался в фильтре. Я продолжил свой путь. Интересно, как на такое топливо отреагировала бы новая иномарка? Скорее всего, взорвалась бы", - пишет Пекка Хакала в своих путевых заметках для Helsingin Sanomat.
- Во время путешествия вам два раза потребовалась помощь автомехаников (в Вологде и Иркутске). Российские дороги - это одна из наших бед?
- Первоначально я решил, что самый короткий путь от Выборга до Владивостока будет по федеральным трассам, поэтому до Кирова и Перми я поехал через Вологодскую область. Сейчас я понимаю, что это была ошибка, потому что там меня ждало 600 км бездорожья. Этого можно было бы избежать, поехав через Ярославль и Кострому. И конечно, стоило бы отказаться от маршрута через Москву. Еще я боялся безлюдного участка между Читой и Хабаровском около китайской границы. И напрасно! Эта дорога была самой лучшей. Но в России водитель никогда не должен терять концентрацию - в любой момент можно заехать на картофельное поле и очутиться колесом в яме в асфальте. От вождения по российским дорогам я почти не устал: тело всегда получает долю адреналина.
- Где вы останавливались на ночь: в гостиницах или кемпингах? Общались с дальнобойщиками?
- Да, все ночи я провел в гостиницах. И лучшая была в поселке Переяславка Хабаровского края, с населением в 7000 человек. С дальнобойщиками я побеседовал в пробке перед Иркутском в основном о состоянии дорог.
- Поняли ли вы "язык трассы", например, когда мигают поворотниками?
- В Финляндии тоже мигают. У нас грузовики показывают, что можно объезжать. А умные водители также могут поблагодарить, мигая аварийкой или стоп-сигналом. Тут культурные различия минимальны.
- Останавливали ли вас сотрудники ГАИ?
- Останавливали где-то семь раз. Восьмой раз не был связан с вождением - полиция остановила "Ладу", чтобы узнать, что финн Пекка и украинец Бондарь (Артур Бондарь - один из фотографов-фрилансеров, который снимал путешествие Пекки на Урале. - Прим. автора) делают в отдаленных российских деревнях. Но шесть раз это была обычная проверка - регистрация, страховое свидетельство, права... Последний раз был самый забавный - меня остановил гаишник с радаром: "Я думаю, что вы превысили скорость... О, вы - финн? Приятного пути!"
"Где-то за сотню километров до Красноярска на обочине продают зелень, которую, наверное, собрали у дороги. "Это черемша, 50 рублей за пучок, - говорит Владимир, 59 лет, который продает у трассы то, что собрал сам. - Настоящий сибирский лук. Самый полезный" <...> В Финляндии дикий лук растет только на Аландских островах", - пишет? Пекка Хакала в своих заметках для Helsingin Sanomat.
- Не страшно ли было вам приобретать еду у торговцев на трассе? Попробовали ли вы какие-нибудь национальные блюда?
- Я почти два года прожил в Москве, и мой кишечник уже приспособился к русским бактериям. Кулинарные изыски я не пробовал, но в Сибири я покупал рыбу. Могу сказать, что строганина хороша. Но теперь в ней, увы, мало соли. Международная пропаганда против соли распространилась и на российскую глубинку!
- Как в целом происходило ваше общение с россиянами? Были ли случаи агрессии?
- Ну, с агрессией я сталкивался только в комментариях в Интернете. Тем более что к финнам относятся положительно. И не только к Вилле Хаапасало. В конце концов, в Финляндии романтизма по отношению к России больше, чем русофобии. Отношения между странами всегда были хорошими, и это не зависит от того, кто сидит в Кремле.
- Как вам показалось, много ли россияне знают о Финляндии?
- Я думаю, что в России о Финляндии и финнах знают больше, чем в соседней Швеции, где живут почти 400 тысяч финнов.
- Вы в своем путешествии убедились, что наши страны исторически тесно связаны. Вы даже нашли город, куда был сослан Пер Эвинд Свинхувуд (Pehr Evind Svinhufvud), ставший позже президентом Финляндии, а совершенно неожиданные люди, как, например, электрик в Сибири, говорили вам, что их родственники живут в Суоми.
- За 70 лет советского времени наблюдалось отсутствие нормального взаимодействия людей, но исторически вакуума не было: например, депортация финских и ижорских деревень в Сибирь. Финляндия для России имеет большее значение, чем ее размер. А значение России для Суоми было решающим много раз в ходе истории.
"Свинхувуд провел в Колывани Новосибирской области несколько лет, до февраля 1917 года. За это время он успел пожить, по крайней мере, в трех разных домах. <...> Один из домов, в котором жил президент, - это дом Васильковых. После ремонта в этом здании расположился офис местной газеты "Трудовая правда".
"По словам электрика Абдуллина, год работы в лагере изменил его представление о современной истории. Электрик даже прочел книгу "В круге первом" Александра Солженицына. <...> "Отправить человека в лагерь на 25 лет - это возможно только при коммунизме. В цивилизованном мире такого нет". Затем Абдуллин неожиданно спросил меня: "А в Финляндии вы не в городе Вантаа живете? Моя двоюродная сестра Раиса сейчас там проживает", - Пекка Хакала, Helsingin Sanomat.
- Своим автопробегом вы хотели показать Россию вне Москвы и Санкт-Петербурга. В чем, по вашему мнению, отличие двух столиц от провинции?
- Отличие в менталитете городских жителей и селян - это глобальное явление. Санкт-Петербург и Москва скорее напоминают большие европейские города, а в сельской местности больше ценят скромный образ жизни. Но самое важное открытие, на мой взгляд, в том, что здесь каждое место имеет свой собственный дух. Фотограф Юрий Мальцев хорошо выразил эту идею, когда мы были во Владивостоке. Тогда я предложил поехать в Уссурийск, чтобы продать нашу "Ладу" в конце пути, потому что там идет торговля русскими машинами, чего во Владивостоке почти нет. "Поезжай туда, и, может быть, у тебя получится продать машину, а может, и нет. Но неделю ты там будешь бухать при любом раскладе", - сказал Мальцев. Здесь не одна или две России, а огромное количество!
- Российские СМИ рассказывали о вашем путешествии, и, как вы сами писали, вас стали узнавать на улицах. Чувствуете себя знаменитым?
- Сложно быть международной звездой. Нет, это было бы слишком громкое заявление. В большой стране происходит множество историй.
- А как финские читатели Helsingin Sanomat отреагировали на ваше путешествие?
- Большинство людей интересовали практические вещи: дороги, парковки, проживание, работа навигаторов и радиоприемников в дороге. Вначале были комментарии, что все это фарс, но после первых путевых записок отзывы стали положительные.
- Порекомендовали бы вы такое путешествие другим? Сами бы еще раз поехали?
- Конечно, порекомендовал бы! Но сам бы я, конечно, не скоро в такое путешествие отправился.
Напомним, что 25 апреля Пекка Хакала почти за 1000 евро купил автомобиль "Лада", который он назвал финским именем Reeta, и отправился из Выборга во Владивосток. На автопробег из Выборга во Владивосток ушло 30 дней, хотя первоначально планировалось, что это расстояние он преодолеет за 24 дня.