Журналисты Iltalehti сравнили среднее число обвинительных приговоров, вынесенных уездными судами в отношении граждан 40 национальностей, за период 2014-2015 годов и 2013-2014 годов. В выборку попали эмигранты, проживающие в стране последние 15 лет. В среднем, по решению суда, из 162 809 иностранных граждан в республике за последние два года виновными были признаны 4153 человека. Таким образом, из расчета на тысячу иностранцев финскими судами было вынесено около 25 обвинительных приговоров. В отношении самих финнов - примерно 10 приговоров на тысячу граждан. Для наглядности графического изображения это число было принято за единицу измерения.
Лидерами по показателям преступности в Финляндии являются выходцы из Румынии и Литвы. За последние два года на каждую тысячу уроженцев двух стран ЕС в среднем были осуждены 67-68 человек. При этом преступность среди румын, по сравнению с предыдущим отчетным периодом, выросла на 21%. Чуть меньше совершают в Финляндии преступления эмигранты из Марокко, Ирака, Конго, Латвии, Сомали и Эстонии. Преступность среди выходцев из России, самой многочисленной группы среди меньшинств, по сравнению с другими иностранцами невелика и близка к среднему уровню - всего 28 приговоров на тысячу наших бывших соотечественников. Всего в соседней стране проживает 26 тысяч бывших россиян. Украинцы с показателями в 12 приговоренных вышли на уровень преступности самих финнов и сравнимы с представителями Великобритании, Вьетнама и Сирии.
Более законопослушными, чем финны, являются их родственники по языку — уроженцы Венгрии – всего 7 осужденных, а также граждане США, живущие в Финляндии. Рейтинг замыкают китайцы, филиппинцы и японцы. Фантастически ничтожна преступность среди уроженцев Японии — из 1 052 японцев, поменявших Страну восходящего солнца на Страну тысячи озер, за последние два года приговор вынесен только одному (!).
Самые распространенные виды преступлений, в которых замешаны иностранцы, это квартирные кражи, ограбления коттеджей, а также распространение наркотиков. Ханну Ниеми, референт института криминологии и политического права Хельсинкского университета, отмечает, что «преступную деятельность выходцев из Румынии и стран Балтии в Финляндии отличает высокий уровень профессионализма, в отличие от переселенцев из стран Ближнего Востока и Северной Африки». По его мнению, схемы преступлений, используемых уроженцами африканских государств и Сирии, мало отличаются от тех, которые совершают финны. В основном преступления в Финляндии совершает молодежь. Эксперт центрального полицейского управления Тулья Хиетаниеми говорит, что за прошлый год по делам, которые находятся еще в стадии полицейского расследования, основными подозреваемыми в совершении преступлений проходят выходцы из Гамбии, Ирака и Камеруна.
Хотя финские эксперты никак не комментируют низкий уровень преступности выходцев из Пакистана и Сирии, можно предположить, что уроженцев исламских стран, где весьма суровые наказания за любого рода злодеяния, пугает риск возможного наказания в Финляндии.
Наши за кордоном
В отличие от уроженцев Сирии и Пакистана, вопрос наказания не так актуален для переехавших на ПМЖ в Финляндию россиян. Согласно Iltalehti, в отношении бывших соотечественников в Финляндии в период с 2014 по 2015 год было вынесено 28 обвинительных приговоров на 1 000 человек, что почти в 6 раз больше числа вердиктов, вынесенных российскими судами в отношении граждан, живущих в России. Отдельной статистики по Петербургу нет, но в 2014 году в России по приговорам судов, вступившим в законную силу, осуждено 719 тысяч человек, из чего следует, что примерно пять обвинительных приговоров приходится на тысячу граждан России. По данным судебного департамента Верховного суда РФ, в России, как и в Финляндии, молодые люди в возрасте от 18 до 35 лет также преобладают в общем числе осужденных.
Исходя из адвокатской практики, наиболее распространенные виды криминала среди наших соотечественников в Финляндии — обман делового партнера и контрабанда. Не секрет, что большая группа среди эмигрантов в Суоми — это женщины, уехавшие из приграничных районов в надежде вырваться из бедности и нищеты. Очевидно, что эта группа не склонна к совершению преступлений. Тем не менее и среди них попадаются авантюристки. Зная русский и финский языки, они понимают финскую ментальность, применяют российскую смекалку и подход к делу. Много раз мы сталкивались со случаями обмана эмигрантами из России или стран бывшего СССР своего работодателя или партнера из России в ходе сопровождения (консультации) российских проектов в Финляндии. Потенциальных жертв подкупает возможность коммуникации на родном русском. Обманщики зачастую действуют, надеясь на безнаказанность и нежелание и неумение полиции вести расследование. Они уверены (к сожалению, очень часто так и происходит) в том, что обманутый предприниматель или российская компания не будут обращаться в финскую полицию. По их логике, в России такое обращение, за исключением потраченного времени, как правило, не даст никакого результата.
Склонны к нарушению закона и некоторые граждане, приезжающие в страну по визам. Их преступная активность связана с контрабандой алкоголя, наркотиков, сигарет, оружия и патронов к нему. Как правило (и Финляндия в этом не исключение), приговор по экономическим составам выносится в отношении исполнителя преступления, а не организатора. На практике, организатор контрабанды, теневого бизнеса или обманной схемы по поставке оборудования или продаже товара из России остается безнаказанным и может продолжать заниматься своим делом. Во время расследования нередко становится очевидным, что обвиняемый является лишь винтиком какого-то сложного механизма, например, контрабандной цепочки или мошеннической операции. В свое оправдание во время следствия в Финляндии такие лица заявляют о том, что они не знали, что делали, или кто-то (например, работодатель) заставлял их идти на преступление, угрожая увольнением.
Завершая краткий обзор статистики преступлений в Финляндии, отметим, что уровень преступности среди иностранцев в Суоми значительно выше, чем среди финнов. Объяснить более высокие показатели преступности в спокойной для нас Финляндии и в России (и, конечно, в Петербурге) можно лишь высоким уровнем скрытой преступности.
В 2006 году адвокат Василий Давыдов защитил кандидатскую диссертацию по теме «Уголовная ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем: правовое регулирование в России и за рубежом». Зная финский язык и являясь членом совета директоров международной юридической фирмы «Ди Си Оу», уже более 15 лет сотрудничает с вице-судьей из Хельсинки Кари Сильвеннойненом и адвокатом из Эстонии Андресом Аавиком. Совместно с ними и коллегами из Петербурга ведет судебные и уголовные дела, разрешает споры и правовые коллизии с участием крупных международных компаний. Автор многочисленных статей и материалов, опубликованных в том числе и на страницах издания «Фонтанка».