За месяц журналист финского издания Helsingin Sanomat Пекка Хакала преодолел на "Ладе" с говорящими номерами УХХ почти 10 тысяч км от Выборга до Владивостока. После автопробега он рассказал, как прошло путешествие, отличается ли культура вождения в Финляндии и России и сколько раз его останавливали сотрудники ГИБДД.
– Как родилась идея путешествия через всю Россию?
– Несколько лет назад я услышал песню Игоря Растеряева "Русская дорога" и подумал: а почему бы не проехать через всю Россию? Я понял, что такое путешествие лучше осуществить на классической "Ладе", которая имеет символическое значение для Финляндии (автомобили "Лада" продавались в Суоми 30 лет назад и пользовались популярностью. – Прим. авт.). Кроме того, хотелось посмотреть на страну с точки зрения простого жителя, а не олигарха, путешествующего на "Лексусе". Проект обсуждался еще несколько лет назад, и, когда редактор Каиус Ниеми (Kaius Niemi) наконец-то одобрил его, я на следующий же день отправился в Петербург и купил "Ладу". Бюджет всего путешествия составил почти 7000 евро, включая работу четырех фотографов-фрилансеров.
– Чему вы научились на российских дорогах? Судя по одной из ваших заметок, бензин вы теперь покупаете на заправках больших сетей?
– В Финляндии существует стереотип о рискованной и быстрой езде в России. Отчасти это суждение основано на стиле вождения в 1990-е на трассе между Выборгом и Санкт-Петербургом. Однако после Мурманского шоссе скорость автомобилей значительно снижается. Это связано с тем, что я назвал "выбоина-сюрприз" (yllätyskuoppa), а также с общим стилем жизни в провинциальной России – куда тут торопиться?
Что касается бензина, то тут нужно сделать уточнение: второй раз я купил плохой бензин уже на небольшой заправке под вывеской "Роснефть" между Читой и Улан-Удэ. Логотип большой сети ничего не означает в России. Для себя я сделал вывод, что признак хорошей заправки – наличие рядом заправочной техники. Также можно съехать с большой дороги в маленькие населенные пункты и заправиться там: местные продавцы опасаются продавать некачественный бензин своим соседям.
"Я завел автомобиль, и "Лада" дернулась всего один раз. Кажется, мусор, залитый на бензозаправке, остался в фильтре. Я продолжил свой путь. Интересно, как на такое топливо отреагировала бы новая иномарка? Скорее всего, взорвалась бы," – пишет Пекка Хакала в своих путевых заметках для Helsingin Sanomat.
– Во время путешествия вам два раза потребовалась помощь автомехаников (в Вологде и Иркутске). Российские дороги – это одна из наших бед?
– Первоначально я решил, что самый короткий путь от Выборга до Владивостока будет по федеральным трассам, поэтому до Кирова и Перми я поехал через Вологодскую область. Сейчас я понимаю, что это была ошибка, потому что там меня ждали 600 км бездорожья. Этого можно было бы избежать, поехав через Ярославль и Кострому. И, конечно, стоило бы отказаться от маршрута через Москву. Еще я боялся безлюдного участка между Читой и Хабаровском около китайской границы. И напрасно! Эта дорога была самой лучшей. Но в России водитель никогда не должен терять концентрацию – в любой момент можно заехать на картофельное поле и очутиться колесом в яме в асфальте. От вождения по российским дорогам я почти не устал: тело всегда получает долю адреналина.
– А вы поняли "язык трассы", например когда мигают поворотниками?
– В Финляндии тоже мигают. У нас грузовики показывают, что можно объезжать. А умные водители также могут поблагодарить, мигая аварийкой или стоп-сигналом. Тут культурные различия минимальны.
Как российские гаишники реагировали, останавливая финна, читайте в интервью на "Фонтанке.fi".