За месяц журналист финского издания Helsingin Sanomat Пекка Хакала преодолел на автомобиле "Лада" с говорящими номерами УХХ почти 10 тысяч км от Выборга до Владивостока. Сразу после своего возвращения из автопробега он рассказал, как прошло путешествие, отличается ли культура вождения в Финляндии и России и сколько раз его останавливали сотрудники ГИБДД.
25 апреля Пекка Хакала почти за 1000 евро купил автомобиль "Лада", который он назвал финским именем Reeta, и отправился из Выборга во Владивосток. На автопробег из Выборга во Владивосток ушло 30 дней, хотя первоначально планировалось, что это расстояние он преодолеет за 24 дня. В конце автопробега во Владивостоке Пекка Хакала продал "Ладу" за 30 тысяч рублей.
Приводим сокращенную версию интервью. Полностью читайте его на "Фонтанке.fi".
- Как родилась идея путешествия через всю Россию?
– Несколько лет назад я услышал песню Игоря Растеряева "Русская дорога" и подумал: а почему бы не проехать через всю Россию? Я понял, что такое путешествие лучше осуществить на классической "Ладе", которая имеет символическое значение для Финляндии (автомобили "Лада" продавались в Суоми 30 лет назад и пользовались популярностью. – Прим. автора). Кроме того, хотелось посмотреть на страну с точки зрения простого жителя, а не олигарха, путешествующего на "Лексусе". Бюджет всего путешествия составил почти 7000 евро, включая работу четырех фотографов-фрилансеров.
- Чему вы научились на российских дорогах? Судя по одной из ваших заметок, бензин вы теперь покупаете на заправках больших сетей?
– В Финляндии существует стереотип о рискованной и быстрой езде в России. Отчасти это суждение основано на стиле вождения в 1990-е на трассе между Выборгом и Санкт-Петербургом. Однако после Мурманского шоссе скорость автомобилей значительно снижается. Это связано с тем, что я назвал "выбоина-сюрприз" (yllätyskuoppa), а также с общим стилем жизни в провинциальной России – куда тут торопиться?
Что касается бензина, то тут нужно сделать уточнение: второй раз я купил плохой бензин уже на небольшой заправке под вывеской "Роснефть" между Читой и Улан-Удэ. Логотип большой сети ничего не означает в России.
- Останавливали ли вас сотрудники ГАИ?
– Останавливали где-то семь раз. Восьмой раз не был связан с вождением – полиция остановила "Ладу", чтобы узнать, что финн Пекка и украинец Бондарь (Артур Бондарь – один из фотографов-фрилансеров, который снимал путешествие Пекки на Урале. – Прим. автора) делают в отдаленных российских деревнях. Но шесть раз это была обычная проверка – регистрация, страховое свидетельство, права... Последний раз был самый забавный – меня остановил гаишник с радаром: "Я думаю, что вы превысили скорость... О, вы – финн? Приятного пути!"
- Как в целом происходило ваше общение с россиянами? Были ли случаи агрессии?
– Ну, с агрессией я сталкивался только в комментариях в Интернете. Тем более что к финнам относятся положительно. И не только к Вилле Хаапасало. В конце концов, в Финляндии романтизма по отношению к России больше, чем русофобии. Отношения между странами всегда были хорошими, и это не зависит от того, кто сидит в Кремле.