Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество КС поддержал философию «Платона»

КС поддержал философию «Платона»

1 180
Пётр Ковалёв/ДП
Источник:

Конституционный суд отказался отменить систему «Платон». Дальнобойщики вновь готовятся к протесту и обещают приурочить его к осенним выборам.

Конституционный суд собирался провозгласить постановление о системе «Платон» 31 мая в 10 утра. Но заседание отложили на час. Так обычно бывает, когда судьи в последний момент вносят в решение поправки. Документ читал зампредседателя суда Сергей Маврин, читал уверенно. Из бумаги выходило: «Платон» остаётся действовать в России, он соответствует Конституции и международной практике. Но документы, которыми утвердили систему – а это постановление правительства России № 540, Кодекс об административных правонарушениях и закон «Об автомобильных дорогах» – всё-таки требуют многочисленных мелких изменений.

Исправить «Платон»

Что поменяется для перевозчиков, журналистам после заседания попытался объяснить начальник управления конституционных основ публичного права КС Евгений Тарибо. Самое главное: компанию-оператора «Платона» – ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы», наполовину принадлежащую Игорю Ротенбергу, – лишили «нормотворческих» функций. Раньше она могла самостоятельно определять, как водителям платить взносы, пользоваться бортовыми устройствами, информировать систему об отклонении от маршрута и тому подобное. Теперь такие вещи будут решать только чиновники правительства России.

– Конституционный суд предложил вынести этот момент на уровень правительства, то есть с первого этажа поднять на второй. А некоторые моменты будут подняты и на третий этаж, на уровень законодателя, – пообещал Тарибо.

«Нормотворческие функции» – единственный недостаток, который обязательно придётся исправить в законах о «Платоне». Остальные претензии к системе КС выразил в качестве пожеланий и рекомендаций. Дальнобойщикам, например, дали возможность оспаривать штрафы за неуплату проезда в суде – если к правонарушению привели непредвиденные обстоятельства. Впрочем, этого и раньше не исключал Кодекс об административных правонарушениях.

– Допустим, водитель едет по дороге, где нет заправок, средств связи, у него сел телефон, вышло из строя оборудование. Шофёру достаточно сослаться на эти обстоятельства в суде, чтобы освободиться от ответственности, – пояснил Евгений Тарибо. – Конституционный суд в данном случае действовал как юридический консультант, снабдил перевозчиков рекомендациями: «Мы вам заранее даём карты в руки. Вы с ними идите в суд и пользуйтесь, если столкнётесь с проблемой».

Правительству России посоветовали «чрезмерно не обременять» грузоперевозчиков платежами: нужно вычитать «плату за тонны» из транспортного налога, повышать её только с помощью федеральных законов и давать водителям «адаптационный период», чтобы приспособиться к изменениям. Кроме того, КС «не исключил», что отечественным властям придётся уточнить, как выбирать оператора системы. Компанию «РТ-Инвест», напомним, распоряжаться «Платоном» назначили без конкурса.

Зреющий протест

Пока в КС читали постановление и разъясняли его суть, за стенами здания начали разгораться страсти. На Сенатской площади возникли два человека, попеременно державшие плакат: «КС, защищай Конституцию, а не олигархов». В одном из пикетчиков «Фонтанка» распознала предпринимателя, владельца двух большегрузов Юрия Бубнова, в другом – координатора движения ТИГР («Товарищество инициативных граждан России») Александра Расторгуева. Оба активно участвовали в протестах, случившихся после введения «Платона» зимой 2015-2016 годов.

Функции толмача сразу же взял на себя Расторгуев: «Наша власть пошла навстречу кучке олигархов, вводя «Платон». Эта система – плата за дороги, но чиновники их не строили. Дороги строили наши деды и отцы. Трассы уже давно оплачены из нашего кармана», – заявил мужчина. С точки зрения активиста, оставленный в силе «Платон» приведёт к дальнейшим публичным выступлениями водителей: «В летний период народ собрать тяжело, а вот осенью мы активизируемся, да и выборы будут на носу». По словам Расторгуева, не исключена даже крупная водительская забастовка. Её результатом могут стать «перебои с продуктами».

«Конституционный суд, видимо, не изучал 74-ю статью Конституции, которая гласит: «На территории России не допускается каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров». Разве это не предвзятое решение? Мы не остановимся, мы эту систему не примем», – добавил в телефонном разговоре ещё один лидер протеста, председатель общественного движения «Объединение перевозчиков России» петербуржец Андрей Бажутин. Беседуя с «Фонтанкой», он ехал по Воронежской области. Там сейчас проходит всероссийский автопробег против «Платона».

«Объединение перевозчиков России» собирается подготовить ещё одну жалобу в КС, сообщает Бажутин, а также обсуждает новые формы мирного протеста – популярные раньше «улитки» оказались неэффективными. Предприниматель считает: законы о «Платоне» надо полностью отменить, а пока этого не произошло, мелкие компании будут саботировать систему.

– Мы сейчас находимся на трассе М4 «Дон», доехали до платного участка, где были закрыты шлагбаумы, и принципиально не стали платить. Прибежала куча правоохранителей, Росавтодор, – кого только не было, все с камерами. Но мы всё-таки прорвались, – подчеркнул Бажутин.

Неудачная жалоба

Позицию транспортных компаний покрупнее «Фонтанке» представили различные бизнес-объединения. Они также не испытывают оптимизма по поводу «Платона», но указывают: КС был лишён возможности принять иное решение. Проблема – не в судьях, а в жалобе на систему. Её, напомним, отправила в КС думская фракция КПРФ. Одним из главных доводов было то, что «Платон» является дополнительным налогом, вопреки Конституции не обозначенным в Налоговом кодексе.

– Запрос был обречён на провал, потому что был чисто пиаровским. С самого начала было понятно, что «Платон» – не налог, а сбор. Профессионалы ни минуту не сомневались, что решение будет таким, как мы услышали сегодня, – прокомментировала «Фонтанке» исполнительный директор Союза автоперевозчиков и экспедиторов Северо-Запада Ирина Метель.

– Постановление было предсказуемым. Те аргументы, которые использовали заявители, на протяжении двух десятков лет рассматривались Конституционным судом, им уже была дана правовая оценка, – добавил руководитель экспертно-правовой службы российского уполномоченного по защите прав предпринимателей Алексей Рябов.

Тем не менее Рябов оценил толкование, которое КС придал законам о «Платоне», как «очень важное». Особенно значительна рекомендация поддерживать стабильность тарифов на проезд и резко не повышать их: «Это поможет решить проблемы в экономической части. Потому что опасения, что «Платон» скажется на итоговой цене товаров для потребителей, остаются», – подчеркнул эксперт.

Ирина Метель, наоборот, полагает, что постановление на реальную жизнь никак не повлияет. Разве что транспортные компании вынуждены будут и дальше повышать цены на свои услуги.

– Рекомендация – не юридический термин. Рекомендовать можно всё что угодно, но это не значит, что рекомендации будут исполняться, – отметила специалист. В целом, считает Метель, система «Платон» работает в России с трудом, так как введена непродуманно: – Даже платный проезд на ЗСД вводился в течение полугода. А в зарубежных странах, на опыт которых часто ссылаются в Минтрансе и Росавтодоре, подобные механизмы тестировались по нескольку лет.

«Замечательное решение»

Кто оказался полностью доволен волей судей – так это компания-оператор «Платона». Представители «РТ-Инвеста» устроили сразу после заседания небольшой пресс-подход. Замгендиректора фирмы по правовым вопросам Михаил Попов светился хорошим настроением и уверенностью в себе.

«Решение крайне сбалансировано, замечательно написано и устраняет все вопросы о «Платоне», если они вообще оставались», – сказал он.

Что же касается «нормотворческих функций», отобранных у РТИТС, то компания, по словам Попова, и так ими не пользовалась.

Справка:

Система «Платон» (название не имеет ассоциаций с древнегреческой философией и расшифровывается прозаически – «плата за тонны») начала действовать в России осенью 2015 года – чтобы возместить вред, который дальнобойщики наносят федеральным трассам. «Платон» предполагает платный проезд по таким дорогам для машин свыше 12 тонн и штрафы для тех, кто не перечислит государству деньги. Проектом по концессионному соглашению с государством занимается компания РТИТС (на 50% принадлежит Игорю Ротенбергу, еще на 50% – бизнесмену Андрею Шипелову и структурам «Ростеха»).

Идея вызвала зимой 2015-2016 года крупнейшие в истории протесты среди водителей, они спорадически продолжаются до сих пор. И дело даже не в том, что пришлось платить. Оказалось, «Платон» абсолютно не приспособлен к жизни – бортовые датчики, которые требовалось установить на машины, неправильно высчитывали маршрут и расстояние. К тому же тарифы на проезд и штрафы были слишком высокими, жаловались владельцы грузовиков. За полгода работы перечисления в бюджет от системы «Платон» составили 8 миллиардов рублей – это меньше, чем изначально прогнозировали чиновники. По сведениям «РТ-Инвест», «Платоном» начали пользоваться больше 90% крупных транспортных компаний, их парк суммарно насчитывает около 720 тысяч грузовиков. Однако мелкие перевозчики систему саботируют, пользуясь тем, что в России почти не работает система взимания штрафов за неоплаченный проезд по федеральным дорогам.

Елена Кузнецова, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях