Кумарин признан виновным в давней пальбе по миллиардеру Васильеву. Это приговор от власти. Впредь не стыдно называть его гангстером №1.
Давным-давно, в том советском Ленинграде конца 70-х, когда на Невском проспекте в среде фарцовщиков боксер Серега Васильев слыл первым кулаком, паренек из Тамбова Володя Кумарин на вступительных экзаменах в институт точной механики и оптики написал сочинение на пушкинскую тему «В мой жестокий век восславил я свободу».
Через десять лет грянула новая эпоха, и родители тех наших читателей, кто тогда еще не родился, оказались в Российской Федерации. Сегодня для молодежи датирование «девяностые» ничем не отличается, например, от истории гражданской войны. В общем-то те же полевые командиры. Только вместо Махно – «ночной губернатор» Кумарин, вместо Котовского – герой испанского дела «Тройка» Малышев.
В начале девяностых Васильев и Кумарин уже сравнялись в могуществе. Оба совершили ежедневные подвиги на ниве силового предпринимательства. С ними дискутировали: в Васильева стреляли раз пять, а попали дважды. Кумарин получил 1 июня 1994 года более десяти пуль в грудь и с тех пор здоровается только левой рукой.
Так что оба в шрамах. Но в отличие от большинства парней, сгинувших в перестрелках, они не только выжили, но стали настоящими новыми миллиардерами. И причем оба на нефтяной теме. Васильев оказался собственником мощного «Петербургского нефтяного терминала», а Кумарин участвовал в создании знаменитой «Петербургской топливной компании». И не стоит cлишком рьяно кивать на бандитизм. Под утверждением этих стратегических для Петербурга структур стоят десятки государственных подписей. Если по-обывательски, то жизнь удалась.
Но так считает только Васильев. Он эту версию всей прогрессивной бизнес-общественности годы как демонстрирует во всевозможных вип-местах. Только на "Ролс Ройсах", только в собольих шаляпинских шубах. Если приземляется, то на вертолете и у Петропавловки. На своей родине в Вырице – не дом, а мини-Версаль. А вокруг только гламурные девочки и заискивающие мальчики. И никто к нему ни с какими проблемами не лезет. Пожирает человек заслуги прошлого.
Для Кумарина же деньги всегда были лишь инструментом. Он из них делал власть. Пока Васильев пребывал в сплошном SPA, у Кумарина за столом густо – от депутатов до персонажей с лютыми лицами. В свите – те, кто вдоволь настрелялся по оппонентам из оружия разного калибра. Своего рода фронтовики. От него постоянно пахло опасной славой.
Это Васильеву скажешь, ехидно улыбнувшись, «привет». К Кумарину подходили осторожно и только по имени-отчеству. Это прекрасно знает, но пытается забыть большая часть политической и финансовой элиты города.
Так бы и шло все своим чередом. Кумарин продолжал бы отливать богобоязненные колокола для храмов, ну, пропадали бы иногда вредные люди.
Но примерно в 2005 году Петербург накрыла рейдерская волна. Многим уже надоело рассуждать, мол, какого лешего Кумарин кинулся отнимать активы у петербургских собственников. Он был не одинок, но все же. По мнению автора, а он лично знает героя еще с конца 80-х, Владимиру нужны были не эти крохи, а демонстрация власти. Это очень поверхностно, но времени нет – мы не пишем философское эссе.
Он власть показал. Дошел до того, что к нему прилип статус «ночной губернатор». Смешно, но сегодня, набрав в поисковике его имя, вы с трудом зацепите те времена. Это уже старости. А то, что не могли тогда наши правоохранители, – древности.
Наверное в каждой абордажном пиратском налете есть упоение. В начале 2006 года приближенным Кумарина были уже не интересны магазинчики на Невском. Они позарились на крупное – гостиницу «Санкт-Петербург», завод шампанских вин, ну и «Петербургский нефтяной терминал». С терминалом было им даже понятнее. Его тогдашний хозяин Васильев – свой, из бывших. Понятия там всякие, в общем, вы понимаете.
Но в Васильеве мафия просчиталась. Они забыли, что в нем, при всех его чудачествах, есть крепость. Еще помнится некоторым старожилам его приказ, сказанный после беседы с Кумариным: «Увеличить охрану втрое».
Это было настолько всем понятно, что даже журналисты тогда еще издаваемой АЖУРом газеты «Ваш тайный советник» напечатали статью, в которой были строчки: «О перспективах конфликта на ПНТ говорить рано. Ожидается внеюридическое противостояние, возможна пальба». Дата: 17 апреля 2006 года.
Спустя 18 дней, 5 мая, кортеж Сергея Васильева на Петроградской стороне был атакован шквальным огнем из автоматов Калашникова. Как и всегда, Васильев сидел за рулем своего "Ролс Ройса". Его спас телефон "Верту", по которому он беседовал в тот момент – пуля от лакшери-мобильника отрикошетила. (Кстати, неплохая рекламная акция для производителя).
И вот что очень странно, но естественно: весь теневой Петербург тут же заговорил, что это кто угодно мог соорудить, но Кумарин уж точно ни при чем. Он же не дурак, ведь все знают о вспыхнувшей вражде с Васильевым.
Но для федеральной власти это оказалось противопожарной сиреной. Там, в Кремле, уже не могли полагаться на Петербург. К тому же вскоре поползли слухи, а у оперативников появилась информация, что исполняли несговорчивого миллиардера люди из рязанской группировки «Слоны».
Вот тогда наш подпольный истеблишмент ухмыльнулся. Только юнцам не было известно, что один из близких Кумарина – Баскаков – был родом с Рязани. А «Слоны» с его тяжелой руки мастера спорта по борьбе вставали на сторону «тамбовских» еще в 1989 году.
Исключительно для эмоции и краеведения вспомню тот майский день в Пушкине, когда лупить «тамбовских» собрались «малышевские», но напоролись на шеренгу «слонов». Уже тогда по их физиономиям было понятно – эти все могут.
«Слонят» братьев Михалевых, что подписались на ликвидацию Васильева, взяли в октябре того же 2006-го. Каждого порадовали 20-ю годами.
Кумарина с великой помпой увезли в Москву в конце августа 2007 года, а уже в сентябре обвинили по Васильеву. Но после этого большинство информационных поводов касалось рейдерства. В результате в октябре 2009 года Кумарина осудили по мошенничеству и дали подумать 14 лет. Пусть достаточно, но согласитесь, что когда «Змея Горыныча» называют жуликом, это унизительно для культовой гангстерской саги.
Тем временем незаметно в 2010 году Санкт-Петербургский городской суд признал виновным в соучастии в убийстве охранника Васильева и, следовательно, в покушении на убийство самого Васильева товарищей тех же «слонов» – Игнатова и Ежова. Эти получили поменьше, чем настоящие «слоны». Кумарину все предвкушали «Ватерлоо».
Но плохо в столице знали нашего авторитета всех авторитетов. В июне 2014 года присяжные оправдали его со счетом «8:4».
Однако в процессуальном угаре все забыли о сюжете по федеральному каналу, что прошел еще 2 сентября 2007 года, через несколько дней после задержания Кумарина. Тогда Владимир Путин и генеральный прокурор Юрий Чайка встретились и впервые за историю СССР и Российской Федерации лидер державы предельно публично выслушал доклад об уголовном преступнике. Это, в общем-то, и был приговор. Остальное – дело техники.
Так что в ноябре 2014-го, после оправдания, Верховный суд РФ этот приговор отменил. Это как в высоком спорте – минуточку, попытка не засчитывается.
Новые присяжные, новые заседания. Даже посвященные журналисты устали следить за этой оперой.
И вот 19 мая Кумарин проигрывает. Очередные присяжные пересчитали – «9:3», и он стал виновен. Не всухую, но от этого перспектива высшей меры социальной защиты, что у нас зовется пожизненным сроком, веселее не становится. Кто против, может пересмотреть ту беседу – «Путин:Чайка».
Что о Васильеве, то ни разу ни на какой суд не явился. И правильно сделал. На потерпевшего в своих бриллиантах он не очень похож. Но «Фонтанка» это без злорадства. История повлияла и на его бизнес. По нашей точной информации, еще несколько лет назад, после всего этого великолепия, ему свысока так порекомендовали продать свою долю в ПНТ, что он не смог отказаться.
Что теперь думает 61-летний пенсионер Васильев о 60-летнем пенсионере Кумарине и наоборот, точно знают только они.
С исторической и мифологической точки зрения обвинительный вердикт присяжных ставит на место статус Кумарина. Точно не мошенник, а настоящий гангстер №1. Не стыдно истории в глаза смотреть. Конечно, вряд ли в эти часы он размышляет в таком русле.
Во сколько же лет оценит суд вердикт присяжных, мы узнаем 14 июля этого года. Не завтра, но ждали дольше.
Евгений Вышенков, Татьяна Востроилова, "Фонтанка.ру"