Перед принятием предложения сэкономить и закрывать на ночь КПП «Иматра» финские власти будут советоваться с российской стороной и даже туристами. «Фонтанка.fi» выяснила, как идея может отразиться на бизнесе и туротрасли обеих стран.
Действительно, в целях сокращения расходов на границу в течение следующих четырех лет (2017-2020 годы) в размере 15 миллионов евро Погранохрана Финляндии рассматривает несколько мер. Один из вариантов – ограничение часов работы пунктов пропуска на восточной границе в ночное время. Именно ночью наблюдается наименьший пассажиропоток на границе. Например, в среднем с 22 часов до 6 утра досмотр в «Иматре» (граничит с городом Светогорском) проходят порядка 50 пассажиров в час.
Пограничная служба Юго-Восточной Финляндии подсчитала, что ограничение часов работы поможет сэкономить 12-15 человеко-часов (отработанные полные рабочие дни). На данный момент работа пограничных пунктов осуществляется в три смены (утренняя, вечерняя и ночная).
Но пока никаких решений не принято, подчеркивают в Погранохране Финляндии. Соответствующие поправки должны быть рассмотрены совместно с другими органами власти, например, Таможенной службой Финляндии, финскими и российскими властями. Окончательное решение по этому вопросу может быть вынесено в 2017 году.
В финской Таможенной службе подтвердили «Фонтанке.fi», что знают о предложении коллег по охране границ. Руководитель отдела правоприменения финской Таможни Микко Грёнберг (Mikko Grönberg) заявил, что при принятии решения власти будут ориентироваться на мнение бизнеса и граждан, чтобы минимизировать негативные последствия. При этом перед пограничниками стоит задача эффективного использования средств, поэтому они и рассматривают вариант закрытия пунктов пропуска с наименьшим трафиком в ночное время. Микко Грёнберг считает, что решение по этому вопросу должно быть «инновационным» и содействовать потоку законной торговли.
В Выборгской таможне отказались комментировать идеи финских пограничников.
«Это только инициатива, в одностороннем порядке без согласования с правительством Финляндской Республики и Российской Федерации Погранохрана не может принять такое решение. Круглосуточная работа регламентирована положением в рамках межправительственного Соглашения между правительством РФ и Финляндской Республикой о пунктах пропуска через российско-финляндскую государственную границу от 11 марта 1994 года, подписанного в Хельсинки. Как только появится такое распоряжение, мы, как государственный орган, соответственно, будем его исполнять», – отметила Ирина Мостепанюк, пресс-секретарь Выборгской таможни.
Турфирмы: Это бред
По мнению представителей петербургских турфирм, опрошенных «Фонтанкой.fi», для группового туризма и однодневных туров введение ограничений не принципиально, больше всего пострадают перевозчики, предлагающие трансфер в Финляндию на микроавтобусах.
В настоящее время маршрутки в Финляндию и обратно чаще всего заказывают россияне, улетающие из аэропорта Хельсинки или собирающиеся в гости к финским друзьям, командировочные, семейные с детьми. В последнее время все чаще финны, приезжающие в Петербург на шопинг, заказывают маршрутки домой: «Раньше мы к ним ездили, теперь — они к нам», – говорит генеральный директор компании-перевозчика «Скандинавия» Борис Титерин.
В случае закрытия пунктов пропуска на ночь транспортный коллапс на границе неизбежен, поскольку основной поток туристов едет в ночь или утром. «И если пограничники хотят освободить одну смену, то нагрузка ляжет на две другие. Они хотят сэкономить, но бюджет Финляндской республики пострадает, – говорит Юрий Королёв, гендиректор компании-перевозчика «Экспресс Региональный транспортный центр». – А нам придется полностью перестраивать график и режим работы транспорта».
"А как же планы по расширению границы? В мусорное ведро из-за кризиса? Конечно, Лаппеенранта получит дополнительную нагрузку, а там, на "Бруснике", справятся? Или финнам совсем российские туристы не нужны? – возмущаются вздохнувшие было свободнее автомобилисты, часто бывающие у северных соседей. – Турпоток и так упал, наоборот, надо поддерживать..."
Нельзя забывать и о человеческом факторе. В Финляндии ночевать в транспортном средстве более 8 часов запрещено – это грозит серьезными штрафами. Перед границей с финской и российской стороны ночью кафе, магазины закрыты.
«Людям ходить в туалет надо. Куда пойдем? В лес? – возмущается Юрий Королёв. – Давайте смотреть дальше. Неизбежны скопления пассажиров в аэропорту Хельсинки-Вантаа, ночью по Хельсинки будет много праздношатающихся. Они же не будут платить по 50-100 евро за койко-место, и в результате финской полиции придется больше работать». Все эти факторы необходимо учитывать перед закрытием пунктов пропуска, рассуждает он.
О сохранении общественного порядка в приграничном городе Светогорске беспокоится глава администрации города Сергей Давыдов*. Кроме легковых автомобилей, в случае закрытия пункта пропуска «Иматра» в Светогорске будут скапливаться очереди из грузовиков.
Продолжение читайте на «Фонтанке.fi».