Один из крупнейших ресторанных холдингов «Планета гостеприимства» стремительно сокращает присутствие в Петербурге. Торговые центры выселяют ее бистро «Сбарро» и «Восточный базар» из-за долгов по аренде.
Популярная сеть пиццерий «Сбарро» близка к тому, чтобы покинуть петербургский рынок. За последние месяцы число ее заведений сократилось почти в два раза, в арбитраже появляются иски о взыскании долгов по аренде. Хотя в некоторых ТЦ ее владельцу – московскому холдингу «Планета гостеприимства» – удалось договориться с владельцами и открыться заново, по мнению экспертов, шансы вернуть былые позиции невелики.
Один из крупнейших в России ресторанных холдингов – «Планета гостеприимства» (сети «Сбарро», «Восточный базар», «Елки-палки» и др.) – начал закрывать рестораны и в Северной столице.
По информации «Фонтанки», в мае прекратил работу флагманский ресторан «Сбарро» на Невским проспекте, 42, а также в ТРК «Лето» и «Питерлэнд».
Директор «Питерлэнда» Алексей Рожков сообщил, что причиной разрыва отношений стали долги по аренде. Сумму он не уточнил, но отметил, что проблемы начались еще в прошлом году. Однако, по его словам, пока договор аренды еще не расторгнут. «Если они погасят задолженность, мы готовы возобновить сотрудничество», – отметил он.
В ТРК «Лето» причины ухода арендатора не прокомментировали, но подчеркнули, что это «решение окончательное».
Связаться с владельцами помещения на Невском проспекте, 42, на момент публикации не удалось, однако в картотеке арбитражного суда содержится иск зарегистрированной по этому адресу компании «Диасто» к управляющей «Сбарро» «Бразерс и компания» (входит в холдинг «Планета гостеприимства»). Сумма претензий невелика – 310 тыс. рублей, однако арендодатель уже подал ходатайство об ее изменении.
В феврале «Сбарро» пришлось съехать из ТРЦ «Мега-Парнас» и «Мега-Дыбенко». Причиной расторжения договора аренды, равно как и в объектах «Мега» в Москве и других городах, стало «невыполнение партнерских обязательств», – отмечали тогда в IKEA Centres Russia. «Мега Дыбенко» также покинул другой проект «Планеты гостеприимства» – бистро «Восточный базар».
По информации брокеров, из-за аналогичной проблемы рестораны «Сбарро» закрылись в ТРЦ «Европолис» и «Академ-парк». Однако в управляющей ими Fort Group сообщили, что их работа на данный момент уже возобновлена. «Была некая пауза в наших отношениях, когда мы вели переговоры об условиях продолжения сотрудничества. Но в итоге мы договорились, и «Сбарро» продолжает работать», – отметили в пресс-службе компании.
«Планете гостеприимства» также удалось вновь открыться в ТРЦ «Галерея», где она свернула работу в конце 2015 года. Однако на сайте комплекса данного заведения по-прежнему не значится.
Рестораны «Сбарро» остаются в ТРК «Континент» и «Лиговъ», сообщили в управляющей ими компании «Адамант». Впрочем, по информации "Фонтанки", во всяком случае, у «Лиговъ» есть претензии к арендатору. «Дальнейшее присутствие под вопросом», – отметил собеседник издания.
УК «Пик», владеющая одноименным торговым комплексом на Сенной площади, в конце апреля обратилась в арбитраж с иском о взыскании задолженности в размере 656 тыс. рублей, однако арендатора пока не выселяет, рассказали в администрации ТЦ.
Получить комментарий от «Гранд Каньона» на момент публикации не удалось. Хотя на сайте «Планеты гостеприимства» указано, что в этом ТЦ работают как «Сбарро», так и «Восточный базар», на сайте самого комплекса значится только первый.
Проблемы на фудкорте
Согласно данным СПАРК, владельцами «Планеты гостеприимства» являются братья Мераб и Георгий Елашвили, а также Роман Шамир.
Получить комментарий от компании на момент публикации не удалось. Ранее в интервью «Коммерсанту» начальник управления по повышению эффективности бизнеса ресторанного холдинга Роман Воробьев объяснял сложности «Сбарро» девальвацией рубля. Поскольку сеть является франшизой американской Sbarro, значительная часть продуктов закупалась за рубежом. Некоторые ингредиенты стало невозможно поставлять из-за эмбарго.
Однако за год, прошедший после резкого обесценивания национальной валюты, ситуация только усугубилась. Так, за 2015 год в арбитражный суд Москвы было подано более 30 заявлений от контрагентов на общую сумму 70,6 млн рублей и еще на 18 млн уже в 2016-м.
В декабре 2015 года сотрудники компании несколько раз устраивали пикеты из-за задержек заработной платы. В марте 2016-го «Планета гостеприимства» объявила о достижении договоренности с работниками, однако в конце апреля одна из уволившихся обратилась в арбитражный суд Москвы с заявлением о банкротстве своего работодателя, но суд оставил его без движения.
Не слишком хорошо идут дела и у американской Sbarro. За последние пять лет она дважды пыталась инициировать процедуру банкротства, однако в результате решила ограничиться обновлением фирменного стиля.
Впрочем, по мнению генерального директора INFOLine Ивана Федякова, причиной сворачивания российской сети навряд ли стали проблемы американского франчайзера. В первую очередь сыграла роль общая для всего рынка общепита проблема покупательской способности. Так, по оценке ГК «Бестъ», в 2015 году петербуржцы потратили на походы в рестораны на 18% меньше, чем в 2014 году. Пока о восстановлении покупательской способности речи не идет.
«Сбарро», как и другие проекты «Планеты гостеприимства», были рассчитаны на средний ценовой сегмент, который хуже всего переносит кризис», – отмечает эксперт. Однако, судя по данным СПАРК, финансовые показатели компании начали снижаться еще до кризиса и девальвации: в 2014 году ее прибыль упала почти в два раза по сравнению с 2013 годом, хотя выручка сократилась совсем незначительно. По мнению Ивана Федякова, это говорит о неэффективности операционной модели.
«В последнее время «Планета гостеприимства» почти не развивалась в Петербурге. «Елки-палки» прекратили работу уже больше года назад, новых «Сбарро» и «Восточных базаров» не открывалось, другие свои проекты компания на рынок не выводила», – добавляет директор по коммерческой недвижимости АРИН Екатерина Лапина.
При этом если в прошлом году владельцы ТЦ проявляли к партнерам лояльность и предоставляли должникам отсрочку, то теперь все чаще прибегают к жестким действиям по отношению к неплательщикам — по мере того, как интерес к шопингу у петербуржцев возвращается. Так, по оценке компании Watcom, анализирующей посещаемость торговых центров, хотя число покупателей в петербургских ТРЦ в целом остается ниже, чем в прошлом году, после резкого провала в начале года трафик понемногу восстанавливается и в отдельные периоды достигает значений 2014 года.
Галина Бояркова, «Фонтанка.ру»