Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Происшествия Чекисты поехали за «Метростроем» на торфяники

Чекисты поехали за «Метростроем» на торфяники

2 383
Источник:

У чекистов снова появились вопросы к «Метрострою». Подрядчика с объемом заказов в 89 млрд рублей подозревают в махинациях с вывозом грунтов с завышенным классом опасности.

12 мая сотрудники Службы экономической безопасности ФСБ по Петербургу и Ленобласти, в сопровождении бойцов спецназа «Град», провели серию обысков в кабинетах, где хранится документация по строительству шести новых станций метро. Это не первый визит чекистов. Некоторые наблюдатели утверждают, что столь пристальный интерес к подземной железной дороге может быть выгоден потенциальным покупателям акций «Метростроя».

Обыски прошли в разных районах города: в «Автотранспортном предприятии "Метростроя"» на дороге на Турухтанные острова, в «Управляющей компании по обращению с отходами Ленинградской области» на Шпалерной улице, в нескольких подрядных организациях и, наконец, в смольнинской Дирекции транспортного строительства в Нейшлотском переулке. Во всех случаях выемка документов проводилась в рамках доследственной проверки, итогом которой может стать уголовное дело по статье «Мошенничество».

По словам собеседников в правоохранительных органах, чекистов интересовали подробности исполнения трех контрактов по возведению объектов метрополитена, заключенных Дирекцией транспортного строительства с «Метростроем». Это продолжение Невско-Василеостровской линии (37 млрд рублей), последний отрезок Фрунзенского радиуса (32 млрд) и инженерная подготовка на месте будущей станции «Большой проспект» (500 млн рублей). Кроме того, в рамках обысков в дирекции были изъяты документы, касающиеся контракта компании «Трансстрой» на строительство депо «Южное» за 6,6 млрд рублей. Помимо депо, как известно, «Трансстрой» уже много лет несет крест по возведению нового стадиона на Крестовском острове.

«Претензии к "Метрострою" касаются вывоза грунтов», – говорит источник «Фонтанки». Объем пород, которые подрядчик достает из-под земли, колоссален: например, для сохранения нормальных темпов по строительству «Беговой» и «Новокрестовской» нужно 60 самосвалов в сутки. Сваливать все эти тонны земли абы где нельзя. В соответствии с действующей практикой, любой подрядчик должен согласовать в комитете по природопользованию Смольного технологический регламент, в котором прописано, на какие полигоны будут вывозить породу, кто будет заниматься их транспортировкой, каков будет класс опасности грунтов.

Большинство полигонов, попавших в технологические регламенты «Метростроя», находятся в ведении государственной «Управляющей компании по обращению с отходами Ленинградской области. Часть из них – например, площадка в деревне Первого Мая Кингисеппского района 47-го региона – находится на значительном удалении от Петербурга (свыше 90 км). Однако, как подозревает следствие, в реальности грунты вывозятся на более близкие полигоны, расположенные не дальше 30 км от границы двух регионов. Хотя бюджет, естественно, платил за те расстояния, которые получались по официальным документам.

«Были также зафиксированы случаи, когда грунты со стройплощадок метрополитена оказывались на незаконном полигоне в деревне Аро Всеволожского района», – говорит источник «Фонтанки». Поясним: в Аро уже много лет без разрешительных документов ведется добыча торфа. Котлованы, образовавшихся после опустошения залежи, впоследствии превращают в полигоны – такие же незаконные.

Кроме того, у чекистов есть подозрения, что в ряде случаев в актах был неверно указан класс опасности отходов. Вместо 5-го («практически неопасные») там указывали 4-й («малоопасные») или даже 3-й («умеренно опасные»). Помимо потенциального воздействия на окружающую среду, классы отличаются также по стоимости утилизации. Стоимость вывоза отходов пятого класса варьируется от 40 до 100 рублей за 1 куб. м. За «четвертый» приходится отдавать уже более 100 рублей, а «третий» и вовсе может обойтись в несколько тысяч рублей.

Непосредственной транспортировкой занималось «Автотранспортное предприятие "Метростроя"». Помимо областной «Управляющей компании по обращению с отходами», утилизацией отходов занимались еще несколько частных петербургских компаний. «Через эти фирмы деньги шли транзитом на подставные компании, зарегистрированные в Вологодской области, Пермском крае, в Ульяновской области, в Москве и Московской области. А там обналичивались», – озвучивает источник в правоохранительных органах версию следствия. Впрочем, речь пока идет лишь о подозрениях. Возможная сумма ущерба еще только устанавливается, но речь может идти о нескольких сотнях миллионов рублей.

В самом «Метрострое» заявили, что «работы по вывозу грунта полностью соответствуют требованиям экологической безопасности, действующим в РФ, и в обязательном порядке согласовываются с заказчиком». В комитете по развитию транспортной инфраструктуры, которому подчинена Дирекция транспортного строительства, отказались от комментариев до окончания всех проверок.

Игроки строительного рынка, с которыми поговорила «Фонтанка», в один голос утверждают: вывоз грунтов – это самый простой способ заработать дополнительные деньги на бюджетных объектах. «Проконтролировать со стопроцентной точностью, куда везет подрядчик отходы и в каких объемах, нереально», – говорит руководитель одной из компаний. При этом зачастую колдовство с документами может происходить не на уровне генерального подрядчика, а среди сторонних организаций, которые нанимаются для вывоза грунтов. Так, например, получилось в случае с «Пилоном», который строит развязку на пересечении Пулковского шоссе и Дунайского проспекта: экономическая полиция подозревает, что нанятый им субподрядчик свалил часть отходов на незаконных площадках.

Хотя вывоз отходов – не единственные вопросы, которые правоохранительные органы задают «Метрострою» и комитету по развитию транспортной инфраструктуры в последнее время. В марте сотрудники Службы экономической безопасности УФСБ по Петербургу и Ленобласти посетили чиновников и метростроителей, чтобы узнать, почему бюджет оплатил работы на инженерную подготовку территорий под станции «Беговая» и «Юго-Западная», которые в реальности не были выполнены.

А в апреле прошли обыски в офисах банка «Невастройинвест», которые принадлежит Николаю Александрову – сыну и заместителю гендиректора «Метростроя» Вадима Александрова. Следственные действия проводили сотрудники ГСУ СК РФ по Петербургу и «банковский» отдел Управления экономической безопасности городской полиции. Поводом стало уголовное дело, возбужденное в отношении первого зампреда банка по статье «Коммерческий подкуп». Однако изымались документы, по которым можно проследить вывод за границу денег, полученных «Метростроем» и его субподрядчиками.

Некоторые наблюдатели замечают, что столь повышенный интерес к «Метрострою» может быть выгоден потенциальным покупателям акций компании с портфелем заказов в 90 млрд рублей. Сейчас Смольный через комитет имущественных отношений и «Петербургский метрополитен» контролирует 46% акций предприятия. У семьи Вадима Александрова – около 37%. Время от времени директору «Метростроя» поступают предложения продать часть или весь пакет. В частности, несколько лет назад в числе возможных интересантов называли братьев Ротенбергов. Однако пока семья Александрова, по данным «Фонтанки», не намерена расставаться со своей собственностью и даже постепенно увеличивает свою долю, скупая акции у миноритариев. В руках последних – около 17% акций.

Андрей Захаров,
«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях