Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Власть Политика Почем выборы для кандидата

Почем выборы для кандидата

1 874
Артем Платов/Коммерсантъ
Источник:

Унылый вид редких агиток на тему выборов в Госдуму говорит о том, что в Петербурге пока не начали работать политтехнологи. «Фонтанка» узнала зарплату наемного персонала в выборном штабе среднестатистического кандидата.

Выборы пока не объявлены, но неофициально избирательная кампания уже идет. Потенциальные кандидаты приступили к формированию штабов и взвыли, что, мол, эксперты по выборам в 2016 году бессовестно заломили ценник – за руководство штабом требуют от полумиллиона до миллиона рублей в месяц. И это на фоне кризиса и общегосударственного курса на снижение издержек. В лагере политтехнологов потерю совести отрицают, как и неоправданно высокие ставки.

Экономику сегодняшних петербургских выборов собеседники «Фонтанки» объясняют рядом исторических предпосылок. Самым лучшим временем для политтехнологов были 90-е годы, когда кампании делались «под ключ». Да еще и на средства спонсора, которого привлек кандидат. Спонсор, в отличие от кандидата, не участвовал в гонке, поэтому сохранял трезвость мысли и доверял специалисту. Технолог планировал кампанию и отчитывался за деньги перед спонсором. Потом пришли нулевые годы, а с ними тенденция избираться за свой счет. Спонсоры начали превращаться в кандидатов и становиться нервными. И сократили бюджеты на избирательные кампании. «Плюс начал усиливаться административный ресурс как фактор достижения результата, – говорит один из собеседников «Фонтанки» – А зачем тратиться на агитаторов, если наверху и так помогут».

Повысить расценки помогли единый день голосования и протесты 2012 года против фальсификаций на выборах. «Наверху» поняли, что надо подстраховываться, а политтехнологи к этому времени уже привыкли работать на протяжении года последовательно в разных регионах, в зависимости от того, где и когда назначены выборы. Единый день голосования привел к переформатированию рынка. Спрос на услуги стал сильно превышать предложение. Если раньше специалист мог ездить из региона в регион, работая на разных избирательных кампаниях, то теперь один день год кормит. К тому же появилась привычка оценивать свои услуги в привязке к курсу доллара.

А петербургские кандидаты в депутаты до сих пор живут реалиями 2011 года.

Есть у политтехнологов и другая претензия к потенциальным работодателям. «Переговоры о формировании штабов уже давно прошли, а денег до сих пор нет, – говорит другой собеседник «Фонтанки». – И работа стоит. Отчасти процесс тормозят праймериз «Единой России» – пока там не определились списки, кандидаты не хотят рисковать и начинать работу. В сообществе политтехнологов даже есть мнение, что деньги на кампанию появятся только за 30 дней до голосования, на период официальной агитации. И такова ситуация не только в Петербурге, но и во многих регионах».

Но за 30 дней ни один уважающий себя тактик не возьмется проводить кампанию на результат. Избирательный штаб должен быть сформирован минимум за 3, а лучше за 6 месяцев до дня голосования. Начальником штаба, как правило, становится политтехнолог. Но в Петербурге иногда предпочитают ставить на эту должность доверенное лицо, которое планирует работу штаба и следит за расходованием бюджета. А технолога нанимают дополнительно — если вообще нанимают. Второй по значимости человек в штабе — юрист. Опытных электоральных юристов очень мало. Но на них кандидаты не экономят. Задача юриста — следить, чтобы кандидат не надавал комментариев на 280-ю статью УК (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности), и общаться с избирательными комиссиями. Должности второго уровня в штабе занимают орговик — он же «менеджер полевого направления избирательной кампании», пиарщик и пресс-секретарь. Держать в команде собственного социолога и психолога больше не принято. Специалистов нанимают «под задачу», если нужно провести фокус-группу, замерить рейтинг или натаскать кандидата на публичные выступления.

«Политтехнолог, возглавляющий штаб, сегодня действительно стоит от полумиллиона до миллиона рублей в месяц, – говорит политтехнолог Петр Быстров. – В одной весовой категории с политтехнологом находится юрист. Средняя зарплата электорального юриста — 10 тысяч долларов в месяц. Разброс цен на работу орговика велик. В среднем они стоят от 200 до 400 тысяч рублей в месяц. Примерно столько же стоят пресс-секретари». При этом Петр Быстров отмечает, что нанимать этих специалистов надо за 4, а лучше за 6 месяцев до даты голосования. И что на сегодняшний день все лучшие специалисты уже трудоустроены: избирательные кампании идут во многих регионах, а те, кто зарабатывает на выборах, не сидят на месте.

«В нормальной ситуации стоимость кампании рассчитывается так: сначала прописывается сценарий выборов, определяется роль каждого участника процесса, считается общая интегральная сумма расходов и прибавляется 15%, – говорит политолог Евгений Негров. – А в реальности происходит наоборот. Все этапы кампании рассчитываются, исходя из бюджета кандидата. И например, фокус-группы финансируются по остаточному принципу».

Руководители высшего уровня в предвыборном штабе, по словам Евгения Негрова, работают за 3-5% от бюджета отдельных этапов кампании. «Средний бюджет одномандатного округа составляет не меньше 80 миллионов рублей, – говорит политолог. – Но миллионная зарплата политтехнолога включает в себя еще и серьезный процент отмываемых средств. То есть в реальности политтехнолог этот миллион не получает. Руководители среднего звена получают в штабе по несколько десятков тысяч рублей за каждый этап работы». По словам Негрова, сегодня рынок электоральных специалистов уже поделен процентов на 60, а оставшиеся 40% сформируются к началу лета.

Политконсультант Валентин Бианки замечает, что в Петербурге человек, обладающий опытом и компетенцией для ведения окружной избирательной кампании, не будет работать меньше чем за 300 тысяч рублей в месяц. «Если человек с опытом работы в избирательных кампаниях соглашается работать за меньшую сумму, то разницу он каким-то образом все равно получит — изымет из тех денег, которые находятся в его распоряжении на ведение кампании», – говорит Бианки. Руководитель базового направления — пиарщик, пресс-секретарь или орговик — на выборах в ЗакС может получать от 70 до 200 тысяч в месяц. «Это теория. На практике есть два типа кандидатов: те, кто сумел привлечь финансовый ресурс, и кто не сумел, – говорит Валентин Бианки. – И даже среди действующих депутатов есть люди, у которых не будет штаба в классическом понимании. Рынок меняется – политтехнологи больше не ведут кампании под ключ, а становятся политконсультантами. То есть советуют кандидатам, как оптимизировать уже имеющиеся ресурсы. Критичная единица в любом штабе — юрист. Электоральных юристов в стране 100-150 человек. В ходе этой кампании на федеральном уровне дана установка: по суду все серьезные основания для снятия с выборов будут приводить к снятию. Так что юристы стоят от 300 тысяч рублей в месяц».

Политтехнолог Олег Ведутов добавляет: часто в штабы берут несколько юристов, у каждого — своя функция: «Например, есть юристы оборонительные, а есть — нападающие, которые нацелены на снятие оппонентов».

По мнению собеседников «Фонтанки», в избирательной кампании не у дел останутся интернет-тролли, потому что электорат не читает комментариев к статьям. Также за бортом окажутся социологи с их фокус-группами и замерами общественного мнения.

«Связано это и с политикой, и с тем, что денег на ведение кампаний в городе нет, – говорит социолог, научный руководитель центра «Мегаполис» Татьяна Протасенко. – Такого отсутствия интереса к социологии со стороны партий и кандидатов не было никогда. Даже в 1998 году, когда был дефолт, и в 2011-2012 годах заказы на фокус-группы были. Сейчас социологические данные никого не интересуют. Да и избирательной кампании в Петербурге нет. Фактически она закончится, не начавшись. Главный избиратель в Петербурге — пожилые женщины. А они уже начали выезжать на дачи».

Впрочем, кто-то из таких потенциальных избирателей проведет лето на огороде, а кто-то — в автобусах и на рынках за разговорами о политике. «Особенность этой кампании в том, что вернулись одномандатные округа, а значит, можно агитировать за кандидата локально. В прошлые кампании подобного типа пользовались спросом люди, распространяющие слухи. Я и сам нанимал таких бабушек. Им прописывались диалоги, они в маршрутках спорили и обсуждали политика, были даже люди, которые их проверяли», – отмечает Олег Ведутов.

Еще одна частая строка расходов кампании – «подарки» избирателям. Провластным кандидатам удается провести эти закупки через муниципалитеты или профильные общества. «Моя избирательная кампания обойдется совсем не так дорого, команда у меня есть постоянная, а подарки ветеранам на 9 Мая уже раздавались с моим портретом и программой», – рассказал «Фонтанке» один из действующих депутатов ЗакСа. Те, кто не сумел договориться с муниципалами или обществами многодетных и инвалидов, начинают закупать пледы и продуктовые наборы самостоятельно, а также набирать волонтеров для раздачи.

«Праймериз в Петербурге отличаются тем, что обширной агитации на них не ведется, на встречи с избирателями приходят помощники и друзья избираемого, плакатов почти нет, потому что в партии боятся, что что-то пойдет не так и кто-то что-то не то скажет, а в городе и так обстановка политически напряженная», – рассказал «Фонтанке» участник праймериз. При этом руководство партии власти поставило задачу привести на предварительное голосование не менее 10 процентов от всех избирателей, поэтому, добавляет собеседник, от конфет и пледов никуда не деться или же придется рассчитывать на вбросы.

Кстати, на последнее также рассчитывается бюджет кампаний, как и на противодействие фальсификациям. «Участковым комиссиям сейчас уже не принято платить, а на эти функции бюджет уходит. У всех расчеты делаются по-разному: кто-то оставляет 2-3 процента от общего бюджета, а кто-то — до 25 процентов», – говорят осведомленные.

По просьбе «Фонтанки» один из действующих политтехнологов подсчитал, сколько всего в городе будет «крутиться» выборных денег: «В думской кампании в борьбе за одномандатные округа Петербурга будут участвовать от 50 до 100 человек, все вместе они потратят до 10 млрд рублей. Столько же потратят одномандатники, идущие в ЗакС, их, правда, будет в 2-2,5 раза больше. Еще по 10-20 млрд рублей потратят партии, желающие провести свои списки в городской парламент, о бюджете думских списков будут думать в Москве».

Стоимость депутатского места в Думе — от 80 до 300 млн рублей, в зависимости от статуса и связей кандидата, а также привлекательности округа. В ЗакС — в два раза дешевле.

Собеседники «Фонтанки» подчеркивают: «Нужно понимать, что для разных кандидатов — разные цели участия в выборах. Одни действительно нацелены на победу и депутатские кресла, другие в течение этих нескольких месяцев будут решать свои бизнес-проблемы, заполнять строчки в резюме и фотографироваться с известными политиками».

Венера Галеева,
Ксения Клочкова,
«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях