Нефтегазовый аналитик Михаил Крутихин объясняет, почему второй газопровод по дну Балтики будет построен, несмотря на происки врагов и на убыточность для России.
Государственный департамент США на днях призвал власти Евросоюза "взять паузу" планах строительства газопровода "Северный поток-2". Проект, по мнению наших американских партнёров, имеет характер политический, а вовсе не коммерческий. Глава российского МИД Сергей Лавров, напротив, заявил: это американцы везде устраивают политику, а наш газопровод – чистейшая коммерция.
С министром иностранных дел согласен аналитик и партнёр консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин: второй газопровод по морскому дну выгоден чрезвычайно. Другой дело – кому он выгоден. Об этом эксперт рассказал "Фонтанке".
- Михаил Иванович, Штатам-то чем помешал наш "Северный поток-2"? Они завидуют?
– Если посмотреть объективно, то новые газопроводы Европе действительно не нужны. В Европе мощности по импорту природного газа по трубопроводам используются на 65 процентов. Все мощности по импорту сжиженного природного газа, то есть терминалы по регазификации, использовались всего на 24 процента. То есть новая инфраструктура по импорту Европе практически не нужна. А газопроводы, которые идут из России в Европу, использовались меньше чем на 50 процентов. То есть и у России мощностей больше чем достаточно, чтобы обеспечивать контракты с европейскими потребителями.
- Тогда почему вообще идёт речь о новом проекте?
– У проекта "Северный поток-2" судьба особенная. И аргументы особенные. Очень много интересов сошлось на этом проекте. И аргументы заинтересованных сторон говорят о том, что газопровод всё-таки будет построен.
- Почему – если он не нужен никому?
– А давайте посмотрим на аргументы тех, кто заинтересован в проекте. Во-первых, это президент России. Это с самого начала была его идея – построить обходные пути через Балтику и через Чёрное море, "Северный поток" и "Южный поток", чтобы обойти Украину. Цель, в принципе, никто не скрывает. Объясняют так: Украина – ненадёжная транзитная территория. Хотя это не так. Украина своих транзитных обязательств никогда не нарушала. Но, по мнению российского руководства, Украину нужно обойти и лишить российского газа.
- Но ведь и построили "Северный поток-1"...
– Это было начало. Затем стали вкладывать огромные деньги в "Южный поток". Но выяснилось, что этот проект пойти не может, поскольку "Газпром", начав тратить огромные средства, не подумал о разрешениях в Европе на то, как там будет идти газ. Списать на это провальное мероприятие придётся, по моим подсчётам, где-то 17 миллиардов долларов. Для спасения лица обнародовали идею "Турецкого потока". Но он тоже никуда не пошёл, потому что проекта не было как такового. И вот тогда у российского руководства возникла идея увеличить поток газа через Балтику – построить две новые ветки под названием "Северный поток-2".
- Первого "потока" им не хватает?
– В прошлом году "Северный поток-1" был загружен на 71 процент.
- Зачем тогда там же ещё один строить?
– Стратегический замысел был в том, чтобы новый газ в обход Украины пошёл в Германию, затем – в Австрию, а вот из Австрии в перспективе по новой инфраструктуре – в Южную Европу. Это Италия, Греция, Балканские страны и Турция. Таким образом, он должен заменить провалившийся "Южный поток". Для этой инфраструктуры от Австрии до юга "Газпром" предполагает использовать сербский проект Tesla: соединение юга с центральной Европой.
- Такое громадьё планов – только ради того, чтобы обойти Украину? Или это безумно выгодный проект?
– Весь этот замысел доверия не вызывает. Поскольку гигантские расстояния, которые должен пройти этот газ, делают его ужасно дорогим и неконкурентоспособным.
- Но тогда зачем?
– Такова была политическая воля российского руководства.
- Вы сказали, что есть разные заинтересованные стороны, а назвали конкретно только российского президента.
– Продолжаю. Есть подрядчики, которые строят газопроводы на территории России. Это компании, дружественные по отношению к президенту. Господа Ротенберг, Тимченко и другие. Они прокладывали трубы для несостоявшегося "Южного потока". Вот они как раз и получили большую часть миллиардов долларов, потраченных впустую. Есть международный консорциум, который сейчас формируется для строительства "Северного потока-2". В нём 49 процентов принадлежат респектабельным западным компаниям. Этим компаниям по соглашению с "Газпромом" будут возвращены инвестиции в строительство, эти компании будут получать и оплату транспортировки газа. Причём тарифы – не за физический объём газа, а за максимальную пропускную способность трубы.
- То есть им вообще всё равно, сколько газа пойдёт по трубе, они в любом случае получат как за максимум?
– Так та же схема используется и для "Северного потока-1": там, как я говорил, в прошлом году прошёл 71 процент от пропускной способности, а консорциум получил за 100 процентов. То есть для иностранных компаний это очень выгодно: они вкладывают деньги в строительство, становятся операторами и при этом ещё получают деньги, независимо от эффективности.
- Но им, как вы сказали, принадлежат только 49 процентов консорциума.
– Есть и российский участник консорциума, ему принадлежит 51 процент. Это подразделение "Газпрома". Если тарифы будут такими же, как на "Северном потоке-1", это подразделение будет получать в год примерно 1,25 миллиарда долларов. За транспортировку – независимо от объёма газа.
- Так это очень хорошо, это же российская компания.
– Деньги пойдут на счёт в швейцарском банке. Поскольку консорциум зарегистрирован в Швейцарии. А уж куда газпромовские менеджеры из этого подразделения будут дальше деньги расходовать – тут нет никакого контроля ни со стороны российского правительства, ни с чьей-то ещё стороны. Так что это ещё одна заинтересованная группа лиц. Материально они себя очень хорошо обеспечивают.
- Помимо компаний, вошедших в консорциум, в Европе кому-то нужен этот проект?
– В нём заинтересованы и в Германии, и в других странах. Поскольку "Газпром" обещает поставлять по новой трубе новые объёмы газа на новых условиях – более выгодных.
- Кому выгодных? Этим странам или "Газпрому"?
– Условия такие. Цена газа будет определяться на ближайшем распределительном хабе, на какой-нибудь торговой площадке в Европе, плюс какая-то прибыль. То есть цена полностью отвязывается от цены нефти и привязывается к спотовой цене. Всем в Европе это ужасно выгодно. Все поддерживают. Госпожа Меркель сказала, что строительство "Северного потока-2" отвечает интересам Германии.
- Так и правда – отвечает. Они давно требовали отвязать "трубопроводный" газ от "нефтяной корзины" и привязать к биржевой цене.
– Да, у всех есть очень серьёзная заинтересованность в проекте. И это не лозунги, а настоящий материальный интерес. А вот аргументы тех, кто против проекта, например – чиновников Еврокомиссии, польских политиков, стран Балтии, – политические и очень эмоциональные. Они сводятся к двум положениям. Первое: это проект очень плохого "Газпрома", у которого мерзкая репутация, давайте с ним не дружить, он ненадёжный поставщик. Второе: давайте не будем обижать Украину и лишать её транзита. Это не материальная заинтересованность. Поэтому я и говорю: кроме эмоций, там ничего нет.
- Еврокомиссия, ссылаясь на пресловутый "Третий энергопакет", по которому "Газпром" не может быть транспортировщиком собственного газа, тоже пыталась воспрепятствовать проекту.
– Да, они объявили, что "Третий энергетический пакет", который борется с монополизмом, распространяется и на морскую часть "Северного потока". Я недавно разговаривал с чиновниками Еврокомиссии, и они признали, что вынуждены были этот аргумент отбросить, потому что действительно в "Третьем энергопакете" об этом ничего не говорится. Более того: "Газпром" эту проблему готов был решить. Он сказал: если вы будете настаивать на "Третьем энергопакете" даже в море, то мы будем продавать свой газ заранее, пока он ещё не вышел из трубы, на каком-то виртуальном хабе прямо в море. И получится, что газ, который придёт в Германию на берег, будет принадлежать уже не "Газпрому", а каким-нибудь трейдерам и потребителям. То есть "Газпром" по своим двум газопроводам в Германии, Opal и Nell, сможет его транспортировать как чужой газ, и никаких претензий по поводу монополизма уже предъявить будет невозможно.
- Красиво, между прочим. Мы вообще мастера по части обходных манёвров с посредниками.
– Поэтому я и говорю: у этого проекта есть перспективы.
- В вашем объяснении мне только одного не хватило: а в чём интерес России – как страны? Не политический, а экономический?
– А вот для России как страны это проект, к сожалению, убыточный. Его единственная задача – удовлетворение каприза нашего руководства, которому не нравится то, что происходит на Украине. И за это придётся платить большие деньги. Во-первых – списывать миллиарды долларов, потраченные на "Южный поток", и вкладывать новые миллиарды. У нас газопроводы "Газпрома" обычно строятся с превышением нормальных бюджетных показателей раза в три. И эти деньги пойдут из наших карманов – из карманов налогоплательщиков.
- Может быть, это принесёт выгоду в будущем?
– Нет, это не выгодно для России. Транспортировка газа через Украину обходится примерно в 32 доллара за тысячу кубометров. Транспортировка в том же направлении по существующему "Северному потоку" – в 43 доллара за тысячу кубометров. Вдобавок, я напомню, мы платим за транспортировку 100 процентов мощности, а эксплуатируем трубопровод только на 71 процент. Это чистый убыток.
- Какие могут быть альтернативы, чтоб и нам было выгодно экономически, и Европе?
– Надо нормально договориться с Украиной и продолжать прокачивать газ через неё. Помочь ей модернизировать газотранспортную систему, вложить в это надо немного. То есть выгодно было бы работать с соседями – как с соседями и друзьями. Тогда будут и дешёвый маршрут для Европы, и у "Газпрома" совсем другая репутация. Не как у политического оружия Кремля, а как у нормальной коммерческой компании.
- Я поняла, что строить "Северный поток-2" никто сам не расхочет. Но может ли в планы вмешаться сжиженный газ из США, которые уже начали его продавать, из Австралии, которая задумала обогнать в этом деле Катар?
– Сжиженный газ уже очень сильно вмешивается во все планы. Я, например, считаю, что все трубопроводные проекты в Европе уже проиграли битву сжиженному природному газу. Сейчас рынок сжиженного природного газа – примерно 337 миллионов тонн в год. Через 2 – 3 года к этому объёму прибавятся 150 – 160 миллионов тонн в год. Это США, Канада, Австралия, Мозамбик и российский проект "Ямал-СПГ". На рынок хлынет гигантский объём газа, который станет обыкновенным товаром, доступным в любой точке планеты, а не только через трубопроводы. Мы уже видим, что изобилие сжиженного газа привело к газовой войне.
- Войне между кем и кем?
– То, что поставщики сжиженного газа победили трубопроводные проекты, понятно. Но вы посмотрите на цены. "Газпром" рассчитывал по трубе "Сила Сибири" поставлять газ в Китай по цене на гране не меньше 300 долларов за тысячу кубометров. А теперь у Китая появилась прекрасная возможность покупать газ по 129 – 130 долларов в сжиженном виде в Тихоокеанском бассейне. У той же Австралии. В Европу уже пришла первая партия сжиженного газа из США, контрактов всё больше, а цены такие, что "Газпром" уже сейчас в Европе вынужден продавать свой газ по цене ниже себестоимости. В апреле в среднем цена российского газа на границе с Германией, по данным МВФ, составляла 129 долларов за тысячу кубометров. Давайте вспомним, что мы в Белоруссию поставляем по 132 доллара. А себестоимость – добыча, транспортировка, таможенная пошлина – у "Газпрома" порядка 150 долларов за тысячу кубометров. Так что сжиженный природный газ уже заполонил рынок и "придавил" все цены. Эта "война" будет продолжаться ещё долго, и к концу 2016 года цены на газ должны ещё упасть. Даже в тех долгосрочных контрактах, которые привязаны к цене нефти. Нефть у нас падала до 30 долларов за баррель – и где-то через 9 месяцев это скажется на цене газа по формуле долгосрочных контрактов. Так что все контракты испытывают серьёзнейшее давление. И будут испытывать его дальше.
- В итоге из-за сжиженного газа могут отказаться от "Северного потока-2"?
– Думаю, никто отказываться не собирается. Он всем выгоден. Две недели назад на конференции в Братиславе представители всех стран, которые возмущались этим проектом, признали: серьёзных аргументов у них нет.
Беседовала Ирина Тумакова, "Фонтанка.ру"