Впервые в истории празднования Дня Победы реконструкторы спустят на воду танки-амфибии. Раритетные Т-38 пройдут по Ладоге возле деревни Кобона Кировского района. А гостей прокатят на восстановленной "полуторке". Всё для памяти о Дороге жизни и развенчания мифа о технической отсталости Красной армии.
В деревне Кобона 8 и 9 мая отмечают 71-ую годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Местным жителям и туристам предлагают взглянуть на восстановленные машины и орудия, окунуться в атмосферу военного госпиталя и попробовать кашу из полевой кухни. Всю технику на ладожский берег привезли из Музея битвы за Ленинград. Посильную помощь с организацией также оказали представители Российского военно-исторического общества.
Одна из главных ролей в празднике досталась труженице войны — легендарной "полуторке". ГАЗ-АА был поднят со дна Ладожского озера и восстановлен специально к дате. Вероятно, он ушел под лед в одну из блокадных зим, когда старался доставить еду в осажденный город. Поисковикам даже удалось обнаружить родной госзнак машины. Табличку с номером ЛР 47-77 не стали прятать под стекло, а оставили на грузовике.
Желающие могут прокатиться в кузове раритета и даже посидеть за баранкой. Оказавшись в тесной кабинке, чувствуешь, каково было шофёрам, когда отсутствие свободного места сводило к нулю шансы вовремя выскочить из машины. Сегодня мало кто знает, что в то время если машина начинала тонуть, то водители просто вываливались головой вниз из кабины. Потому что по-другому, как мы привыкли, выскочить из нее быстро было невозможно.
"В нашей экспозиции представлена "полуторка" середины 30-х. От поздних моделей ее отличают круглые крылья, металлические двери и крыша. С началом войны крышу и двери в конструкции заменили брезентом. Бытует мнение, что это сделали для того, чтобы машину можно было быстро покинуть, но это миф. Количество железа сводили к минимуму из-за дефицита", – объяснил журналисту один из организаторов праздника, заведующий музеем "Кобона: Дорога Жизни" Сергей Марков.
По его словам, выставку решили провести именно в Кобоне, чтобы напомнить о ее роли в судьбе блокадного Ленинграда. Эта деревня была одним из ключевых пунктов знаменитой Дороги Жизни. Первая колонна с продовольствием для осажденного города отправилась в ноябре 1941 года именно отсюда.
Другой военный миф – "об отсталости советских войск" – организаторы решили потеснить наглядно. В различных фильмах можно увидеть кадры, как красноармейцы в любую погоду сплавляются по рекам и озерам на самодельных плотах. У обывателя может сложиться впечатление, что до Ленд-лиза в советской армии вообще не было какой-либо техники. Но это не так. Подтверждением тому могут служить два легких танка-амфибии Т-38, которые выйдут на Ладогу 8 мая.
Т-38 — советский малый плавающий танк. Серийно производился в период с 1936 по 1939 год. Он предназначался для решения задач связи, разведки и боевого охранения частей на марше, а также непосредственной поддержки пехоты на поле боя.
Впервые в истории военной реконструкции восстановленные амфибии с экипажами проходят по открытой воде. К слову, в этих танках стоят оригинальные двигатели. "В оба танка были установлены двигатели от "полуторок", поднятые со дна Ладоги. То, что их удалось восстановить спустя 70 проведенных в воде лет, говорит о надежности и простоте конструкции", – рассказывает Сергей Марков.
Действительно, со стороны немецкая или американская техника времен войны выглядит совершеннее и удобнее, но она требует особого ремонта и условий эксплуатации. Советские же машины в разы практичнее: детали на танках и грузовиках были порой идентичны, а для замены, например, двигателя в той же "полуторке" не требовалось громоздкого оборудования и специалистов. Красноармеец мог справиться с подобной задачей в одиночку.
Организаторы признаются, что праздник в Кобоне для них сродни пробе пера. "Мы хотим, чтобы люди могли прикасаться к истории постоянно, а не раз в год", – говорит историк.