Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Технологии Восточные мечты и разочарования

Восточные мечты и разочарования

774
кадр из видео

Успешный, хоть и со второй попытки, запуск ракеты «Союз» 28 апреля на Дальнем Востоке добавил в статистику России третий действующий космодром. Впрочем, 9 лет назад, когда стройка только начиналась, старт планировался совсем не таким. «Фонтанка» выясняла, что удалось реализовать, а от чего пришлось отказаться.

Все по местам, ключ на старт, обратный отсчет. На космодроме Восточный за последние дни эту операцию повторяли дважды. Все же со второй попытки ракета-носитель «Союз 2.1а» разорвала тишину рокотом ускорителей и ушла в голубое сибирское небо. За стартом наблюдал президент Владимир Путин, который из-за технического сбоя на космодроме был вынужден остаться в Благовещенске на вторые сутки.

Его решение дождаться запуска показывает, насколько важным это мероприятие было в первую очередь для имиджа России. Ведь срабатывание автоматической системы защиты и сброс отсчета за несколько секунд до старта 27 апреля сделало атмосферу на Восточном еще более нервной, чем перед самым запуском. В комментариях президента вечером того дня проскользнули слова «разобраться» и «тюремные нары».

Это не первый раз, когда сроки запуска с Восточного были перенесены. Ранее планировалось, что эксплуатация космодрома начнется в декабре 2015 года. При этом первым космическим аппаратом должен был стать пилотируемый корабль с космонавтами на борту, а в космос его должна была выводить новая ракета-носитель семейства «Русь-М». Новый космодром должен был стать локомотивом для промышленности всего Дальнего Востока. Но не всем планам суждено было сбыться.

Байконур vs Восточный

О связке Восточный, «Русь-М», а позже «Ангара» и пилотируемый корабль стало известно еще в середине 2000-х. Независимый эксперт, кандидат технических наук Вадим Лукашевич вспоминает, что идея нового российского космодрома была озвучена в том числе и в целях снижения арендной платы казахского Байконура.

«После распада СССР получилось так, что у России, которая всё-таки является космической державой, на своей территории не оказалось инфраструктуры для запуска пилотируемых кораблей с космонавтами на борту. Что было неправильно. Поэтому возник проект Восточного», – рассказал в эфире «Фонтанки.Офис» Вадим Лукашевич.

При этом новый космодром обязательно должен был располагаться на широтах не севернее Байконура, поскольку наиболее выгодной позицией для запуска ракет является та, что ближе к экватору. Поэтому «за бортом» остался Плесецк, хотя именно оттуда в 2014 году впервые стартовала новая российская ракета-носитель семейства «Ангара».

«Плесецк не подходил, поскольку невыгодно расположен. Он очень северный. Это бывшая военная база, где были поставлены первые баллистические ракеты. Это точка с минимальным расстоянием до Соединенных Штатов Америки», – пояснил Лукашевич.

Запуски с выводом полезного груза на околоземную орбиту выполняются в восточном направлении. Если место старта будет дальше от экватора и ближе к полюсам Земли, то скорость ракеты при выходе в космос может быть меньше на величину суточного вращения планеты.

К примеру, рассказал Лукашевич, ракеты-носители «Протон», которые должна заменить «Ангара», стартуют с Байконура с грузом 20-22 тонны. Планируется, что «Ангара» с той же широты сможет выводить в космос уже 28 тонн. Однако, если бы она стартовала значительно севернее, например, на широте Плесецка, то смогла бы выводить на орбиту лишь около 20 тонн.

На широте Байконура в России было определено несколько точек. По словам специалиста по выведению полезной нагрузки в космос Игоря Афанасьева, одним из важных критериев выбора нового места были трассы полетов. Необходимо было проложить их так, чтобы части ракет-носителей падали на территории России или в нейтральных водах. Наибольшие шансы стать площадкой для нового космодрома имели два места – Советская гавань и площадка для запуска Свободный недалеко от Благовещенска.

Дальневосточный локомотив

В результате Советскую гавань отвергли из-за того, что сейсмичность там выше, чем в Благовещенске, рассказал Вадим Лукашевич, который не согласен с выбором строителей Восточного: «Например, в Японии целых два космодрома. А там сейсмичность гораздо выше. Тем не менее эти вопросы как-то решают».

На выбор места будущего космодрома повлияло еще и то, что под Благовещенском уже была площадка для запуска ракет, которая называлась космодром Свободный. Там переоснастили несколько баллистических ракет и запустили несколько спутников. Подобных площадок с баллистическими ракетами в России было много, эта не единственная, отметил при этом Игорь Афанасьев. Однако решили, что лучше начать строить на базе хоть какой-то инфраструктуры, чем в чистом поле.

Решение сэкономить сейчас вышло боком в долгосрочной перспективе, уверен Вадим Лукашевич. Он считает, что только построив космодром в Советской гавани, можно было реализовать концепцию так называемого промышленного «локомотива» для Дальнего Востока. В рамках проекта нового космодрома планировалось привлечь к ракетостроению и космонавтике весь промышленный комплекс региона.

«Тогда можно было бы задействовать Комсомольск-на-Амуре, там мощнейший авиационный завод, еще завод Ленинского комсомола, где делались атомные подводные лодки. И все конструкции можно было бы доставлять по Амуру на баржах. Так это делают американцы, которые запускают ракету на берегу Флориды, а морским путем, либо речным по Миссисипи, поставляют крупногабаритные сборки. Здесь это можно было делать из Комсомольска-на-Амуре, из Хабаровска, можно было задействовать Владивостокский промышленный узел, который простаивает. А в итоге получается, что мы по-прежнему собираем ракету в европейской части России и тащим ее по железной дороге. Причем габариты железной дороги ограничивают размер ракетных блоков: максимальный габарит, пропускаемый железной дорогой, составляет 2,4 метра. Если мы говорим, что когда-то будем делать ракету для полетов на Луну, то эта ракета не будет большой и мощной, а будет набираться из этих тонких блоков. То, что реализовано, абсолютно не отвечает тому, что было задумано», – уверен Вадим Лукашевич.

Однако Игорь Афанасьев отмечает, что для укрепления космодрома в Советской гавани пришлось бы потратить значительное количество бюджетных средств, попросту «зарыв их в землю». При этом он отметил, что доставлять части ракет-носителей на Восточный дольше, чем на Байконур.

«Из Самары на Восточный ракету-носитель на поезде везли 18 суток. Дистанция около 7 тысяч километров. На Байконур получается где-то в два раза меньше», – сказал Игорь Афанасьев.

Новому космодрому – новая ракета

Первой стартовавшей с Восточного ракетой должна была стать ракета-носитель «Русь-М», которая являлась модификацией семейства ракет «Союз». С декабря 2010 года на разработку новой ракеты было потрачено около 1,63 млрд рублей. В 2011 году проект был остановлен на этапе чертежей, без выхода на сборку и испытания. Одной из причин тогда назвали недостаток финансирования. В Роскосмосе в 2011 году сообщали, что вместо «Русь-М» сосредоточатся на строительстве Восточного.

Поскольку новую ракету создать не смогли, первой с Восточного стартовал носитель среднего класса «Союз 2.1а», чья эксплуатация началась в 2004 году. По словам Вадима Лукашевича, «старая ракета» диктует свои правила обслуживания и строительства стартовой площадки.

«Мы используем старую ракету, и она диктует все предстартовые операции: подготовка, обслуживание, заправка. Да, на Восточном большая степень автоматизации, но тем не менее какого-то принципиального инновационного скачка Восточный не обеспечивает. Но есть и особенности. Например, на Байконуре ракета обслуживается открытыми фермами, а здесь есть башня, которая позволяет улучшить комфорт людей, работающих с ракетой, когда она стоит на стартовом столе», – сказал Лукашевич.

В свою очередь Игорь Афанасьев напоминает, что такая мобильная башня уже используется на другом космодроме – Куру во французской Гвиане. Правда, там она нужна для того, чтобы размещать полезную нагрузку на ракету-носитель, которая уже находится на стартовом столе. На Восточном это сделано скорее для повышения комфорта сотрудников космодрома.

Только к 2021 году на Восточном должны будут построить стартовую позицию для российских ракет нового семейства «Ангара». Первый запуск такой ракеты планировался еще в 2005 году с Плесецка, затем неоднократно переносился, и в итоге был осуществлен лишь два года назад. Следующий запуск был запланирован на конец 2016 года, но вновь перенесен – уже на 2017 год.

«Получается, что мы отрабатываем ракету, запуская её один раз в 2,5-3 года», – резюмирует Вадим Лукашевич, «Для справки, Королев запускал ракету на этапе отработки каждые 3-4 месяца. И для того, чтобы «Ангара» нормально вышла на эксплуатацию, нужно порядка 4-5 запусков. Более того, прежде чем посадить человека на «Ангару», ракета должна сделать определенное количество запусков и набрать надежность не ниже заданной. Поэтому человека на «Ангару» мы посадим не ранее 2022-2023 годов. И до этого времени, пока мы не начнем запуски людей с Восточного, мы с Байконура не уйдем».

Любой престиж за ваши деньги

В результате главным для строителей Восточного стал вопрос престижа, уверен Лукашевич. Надо было показать, что космодром есть, запустив с него несколько автоматических спутников, хотя бы и старой ракетой. Причем после запуска 28 апреля космодром не будет функционировать целый год. У экспертов нет конкретного ответа на вопрос, почему так вышло.

«Я не думаю, что здесь злой умысел, – считает Игорь Афанасьев. – Возможно, все полезные нагрузки уже распределены по другим космодромам, а учитывая, что спутник делается 2-3 года, новые набегают только к 2017 году».

Получается, что после апрельского ажиотажа под Благовещенском целый год будет пустовать площадка с одним пусковым устройством для далеко не самых новых ракет семейства «Союз». В Роскосмосе в конце 2015 года этот комплекс оценили в 180 млрд рублей. Эксперты считают, что Восточный на самом деле может стоить примерно 50 млрд долларов.

Как минимум еще 7,5 млрд рублей было похищено коррупционерами. Вся сумма неизвестна, поскольку ряд уголовных дел еще находится в производстве.

Для справки, в начале 90-х весь комплекс Байконура со множеством стартовых площадок оценивался в 50 млрд долларов. Притом что он будет востребован как минимум до 2030 года.

Чтобы запускать с Восточного любые ракеты, кроме «Союзов», потребуются новые вложения. Вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил журналистам, что на строительство площадок для «Ангары» потребуется порядка 250 млрд рублей. Строительство должно быть завершено в ближайшие 6 лет.

Андрей Меньшенин

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях