Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Университетский гамбит

Университетский гамбит

1 623
Сергей Коньков/ДП

СПбГУ грозят увольнением больше половины преподавательского состава как минимум двух факультетов. Руководство альма-матер парирует: «Вы просто не хотите развиваться».

Физики и математики выступили против нововведений СПбГУ о порядке заключения трудовых договоров — отныне приоритет в конкурсе на должность профессора и научного сотрудника будет отдаваться тем, кто ранее руководил внешним грантом. Администрация университета объясняет такую политику «возвращением денег» в вуз, действующая профессура уверена – ситуация приведет к развалу кафедр и факультетов, а статистика говорит, что угроза увольнения нависла над 80% преподавателей вуза.

Более 150 преподавателей физического факультета СПбГУ подписались под обращением к ректору Николаю Кропачеву с просьбой изменить требования для участия в конкурсах на распределение ставок профессоров, доцентов и научных сотрудников. Как говорится в послании физиков, по новому указу претендент на заключение трудового договора в 2016 году должен помимо того, что иметь публикации в журналах, индексируемых в WoS и Scopus, еще и руководить в 2013 – 2015 годах хотя бы одним внешним грантом.

«Практически для работающих в области фундаментальных исследований «внешний грант» означает грант РНФ или грант РФФИ. Количество этих грантов, выставляемых на конкурс, чрезвычайно мало и, более того, уменьшается со временем. Требовать, чтобы каждый переизбираемый профессор СПбГУ был руководителем такого гранта, означает уволить большую часть профессоров, несмотря на их высокую научную и педагогическую активность и достижения», – утверждают ученые.

Аналогичного мнения придерживаются сотрудники математико-механического факультета. Заведующий кафедрой математического анализа Николай Широков рассказал «Фонтанке», что на его факультете 60 процентов преподавателей не руководили в указанные годы внешними грантами.

«Я, например, участвовал в гранте, который принадлежит петербургскому отделению Математического института. Я работал в качестве не руководителя, а исполнителя. Чтобы получить грант, нужно много времени отдавать на оформление бумаг, поэтому собственный грант мне не нужен, мне хватает руководящей работы на кафедре», – отмечает профессор и добавляет, что сама по себе научная деятельность, реализуемая в ходе выполнения грантов, по сути никакого отношения к преподаванию не имеет: «Эти требования приведут к тому, что большую часть преподавателей уволят, а новых взять просто неоткуда. На моей кафедре каждый человек – на вес золота. И ведь люди не пропадут, и мне, и им есть куда уйти, но больно видеть, что кафедра, которую создавали до нас годами, может быть разрушена».

Как говорит Широков, ситуация коснулась лишь несколько факультетов университета, да всех повально затронуть, скорей всего, и не могла – например, на юридическом факультете преподаватели вовсе не получают внешних грантов. По данным «Фонтанки», приказ о новых правилах проведения конкурса пришел, помимо физического, математического, еще и на экономический факультет. Там от преподавателей постфактум потребовали участия как минимум в двух внешних грантах за последние 3 года. «На работу будут брать теперь только тех, кто обязательно привлекает в СПбГУ внешние деньги. Обратите внимание, в минимальных квалификационных требованиях нет ничего про преподавание, про учёные степени. Только про статьи и гранты. Мы ищем не преподавателей, а писателей и одновременно фандрайзеров внешних денег», – делятся мнением на условиях анонимности преподаватели.

На факультетах гуманитарного цикла требований о грантах пока не получили, но достаточно нервно восприняли условия о необходимости публикаций в журналах, индексируемых в WoS и Scopus. «Если ты хороший преподаватель, но у тебя нет этих публикаций, то получается, что ты плохой преподаватель, – говорит преподаватель факультета журналистики Галина Леонтьева. – Из-за этого условия сейчас многие преподаватели, недостаточно владеющие иностранными языками для научных публикаций, за десятки тысяч переводят свои статьи».

В руководстве СПбГУ на проблему смотрят иначе, нежели преподаватели, фактически обвиняя профессуру в лени и нежелании развиваться: «Требования объявлены заранее — то, что опубликовано в приказе, относится к конкурсам, которые будут проходить с сентября 2016 года по июнь 2017 года. За средства для финансирования своих научно-исследовательских работ активно борются работники других вузов из самых разных регионов страны (КФУ, ДФУ, ВШЭ, УрФУ и др.), но не научные коллективы и ученые СПбГУ», – говорится в материалах одного из ректорских совещаний.

В ректорате добавляют, что, помимо прочего, после издания приказа выяснилось, что некоторые сотрудники СПбГУ участвовали в реализации грантов и даже руководили ими, но финансирование направляли не на счет университета, а на счета сторонних организаций: «И это при том, что грант выполняется работником университета с использованием цифровых ресурсов и оборудования СПбГУ, а деньги «уходят» другой организации. Это не только прямое нарушение условий трудового договора, но и нарушение университетских этических норм. Все знают, что наличие грантов повышает показатели СПбГУ в международных рейтингах, что является и оценкой университета, и важным аргументом для выделения университету финансирования для реализации программы развития».

В СПбГУ добавляют, что насчитали в России более 30 регламентированных источников внешнего финансирования научных исследований — федеральные и региональные целевые программы, программы развития государственных и коммерческих корпораций и так далее.

«В настоящее время под грантом понимаются любые варианты привлечения финансирования для научных исследований, как из внешних, так пока и из внутренних университетских источников. Причем финансирование рассматривается в широком смысле этого слова — выигранные гранты на исследовательскую деятельность, а также на организацию научной конференции, на участие в научной конференции, тревел-гранты и другое», – говорят в вузе.

В ответ на это физики спорят: крупных профильных грантов гораздо меньше 30, а если уж привлекать внешние финансы небольшого объема, то это, вероятней всего, приведет к падению общего поступления денег в вуз, ведь важнее будет отчитаться о количестве, а не о качестве. «Требование приказа относительно грантов явно избыточно, даже если бы оно было сформулировано не на прошедший период, а на срок избрания. Участие преподавателей в тех или иных грантах следует всячески приветствовать и поощрять, но оно не должно быть решающим фактором при переизбрании на должность», – настаивают они.

В защиту университетской профессуры уже подключились не только петербуржцы, но и москвичи. В частности, с открытым письмом к Николаю Кропачеву и президенту вуза Людмиле Вербицкой обратились академики РАН, представляющие комиссию общественного контроля в сфере науки. Подписи под обращением поставили ректор Сколтеха Александр Кулешов, главный научный сотрудник Института ядерных исследований РАН Валерий Рубаков, директор Института географии РАН Ольга Соломина.

«Создается впечатление, что руководство СПбГУ собралось одним ударом решить проблемы финансирования и повышения публикационной активности, уволив всех, кто не приносит в вуз денег и публикаций. Однако даже в столь передовом вузе, как СПбГУ, таких сотрудников, оказывается, подавляющее большинство: по данным отчета прорек­то­ра по науке СПбГУ за 2015 г., лишь 16% научно-педагогических работников СПбГУ имеют публикации в изданиях, индексируемых в Web of Science или Scopus, а число внешних грантов не превышает 20% от числа профессоров, главных и ведущих научных сотрудников. Вместо сокращения научно-педагогических работников надо сокращать административно-управленческий аппарат вузов, непомерно раздувшийся в последние годы и растущий еще больше в связи с засильем бюрократии, подсчетами всевозможных показателей результативности ученых и организаций. Иначе вуз неминуемо ждут невосполнимые репутационные потери», – говорится в послании.

По данным «Фонтанки», обращение поступило в университет неделю назад, но ответа так и не последовало. Встреча другого видного ученого – академика Людвига Фадеева – с ректором Николаем Кропачевым также ни к чему не привела.

Пытался обратить внимание на проблему своих коллег и депутат Госдумы Борис Кашин на одном из заседаний в марте, однако те лишь равнодушно пожали плечами, судя по всему, как и часть преподавателей, о которых упомянул законотворец в своей речи: «Возникает вопрос: почему наши профессора и преподаватели терпят отношение чиновников, граничащее с издевательством? Ответ, наверное, лучше всего поискать у Салтыкова-Щедрина. Но очевидно, что бюрократический разгул грозит разрушить традиции, которые в лучших университетах страны складывались десятилетиями, подменить науку конъюнктурными поделками и выдавить научную молодежь из страны».

В СПбГУ же продолжают говорить, на всякий случай сбавляя обороты: «Объявленная политика университета будет и далее последовательно претворяться в жизнь. Хотя, конечно же, вопрос о возможности заключения трудового или гражданско-правового контракта для завершения подготовки к участию в конкурсе будет решаться в индивидуальном порядке с участием директоров институтов и деканов факультетов».

Кстати, СПбГУ стал первопроходцем в данном требовании к профессорам: «У нас в Герцена этого обязательства нет. Да и как оно возможно, если сами гранты распределяются довольно специфическим образом и ограниченно? Кроме того, нет прямой зависимости между ценностью исследования и наличием на него гранта. Понятно, что таким образом удобнее считать показатели вуза, но и у нас при оценке кафедры считают не только сами гранты, но еще и заявки на них. Нельзя гарантировать, что ты получишь грант, но нельзя и сидеть сложа руки», – говорит профессор РГПУ им. Герцена, депутат Александр Кобринский.

Глава совета ректоров, ректор ИТМО Владимир Васильев добавляет: «Как принимать на должность профессора – решение ученого совета каждого вуза. У нас нет требования грантов — только публикации и учебно-методическая работа. Это не распространенная практика, я не помню вуз, где бы с профессоров требовали финансовые показатели».

Ксения Клочкова,
«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях