Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Авто Как гаишники наказывают дорожников

Как гаишники наказывают дорожников

1 026

У Госавтоинспекции много функций, и одна из них, мало известная в народе, — проверять состояние дорог, выявлять недостатки и наказывать нерадивых дорожников. Результаты этой работы сложно оценить невооруженным глазом: откуда мы знаем, кто именно инициировал ремонт конкретного участка. И тут помогает статистика. За три месяца ГИБДД выявила в Петербурге почти 11 тысяч недостатков состояния улиц и дорог — почти по 120 в день.

А знаете ли вы, что Госавтоинспекция не только штрафует нарушителей ПДД и оформляет аварии? Конечно, у ГИБДД много функций, и одна из них, мало известная в народе, — проверять состояние дорог, выявлять недостатки и наказывать нерадивых дорожников. Этим занимается третий отдел УГИБДД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Результаты его работы сложно оценить невооруженным глазом: откуда мы знаем, кто именно инициировал ремонт данного конкретного участка. И тут помогает статистика. В распоряжении «Водителя Петербурга» оказались «Показатели административно-надзорной деятельности службы дорожной инспекции по Санкт-Петербургу и Ленинградской области».

За три месяца этого года, январь, февраль и март, Госавтоинспекция выявила в Петербурге 10 тысяч 756 недостатков состояния улиц и дорог — так в ГИБДД называют ямы, колейность и т. п., — что на 716 больше, чем за первый квартал прошлого года. Получается, что в среднем ежедневно выявляется почти по 120 таких огрехов. В Ленинградской области их зафиксировано заметно меньше — 4 тысячи 342 (плюс 718 к прошлогоднему показателю, тоже рост), несмотря на то, что, как признают в ГИБДД, состояние дорог там хуже.

Время года не играет роли. Казалось бы, весной ям больше, но выявленных за первый квартал недостатков — как раз четверть от годового количества, по крайней мере в Петербурге: за весь 2015 год было 39 тысяч 466 (плюс 4334 к 2014 году). В Ленинградской области за прошлый год зафиксировано 10 тысяч 923 участка с неровным покрытием (рост на 2 тысячи).

После выявления недостатков соответствующим обслуживающим организациям выдают предписания: в Петербурге за квартал 1171 (минус 158), в области 533 (плюс 51). За 2015 год, соответственно, 5016 (минус 346) и 1867 (плюс 79).

Неприятные последствия для дорожников, впрочем, наступают в редких случаях. Яма оценивается по специальному ГОСТу. И только если её размер оказывается больше 15 на 60 см в ширину и длину и 5 см в глубину, то она, как говорят в ГИБДД, образует состав административного нарушения по статье 12.34 КоАП РФ «Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений». По этой статье за первый квартал составлено 370 административных материалов в Петербурге (плюс 30) и 411 в Ленобласти (плюс 15), то есть в среднем по четыре в день — согласитесь, немало. За прошлый год в городе — 1255 материалов (минус 39), в области — 1094 (минус 15).

Подавляющее большинство материалов по статье 12.34 КоАП оформляются на должностных лиц: 341 в Петербурге и 375 в Ленобласти, остальные 29 и 39 — на юридических лиц. Разница вот в чём. Штраф для юрлиц — 300 тысяч рублей, а для должностных лиц — всего 2-3 тысячи рублей. Владельцами дороги могут быть как первые, так и вторые, и их считаные единицы.

Ещё одна статья КоАП, по которой ГИБДД может привлечь дорожников, — 19.6 «Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения». По ней штрафуют должностных лиц на 4-5 тысяч рублей. За квартал в Петербурге было составлено 22 материала по этой статье (минус 7), в Ленобласти — 17 (минус 4). В прошлом году был скачок в обоих регионах: соответственно, 51 (плюс 46) и 50 (плюс 46).

И третья статья — для тех нерадивых дорожников, которые не заплатили штрафы за выявленные нарушения — 20.25, часть 1, КоАП РФ «Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом». Такие граждане находятся: 17 за квартал в городе и 7 в области (90 и 65 за год). Им грозит штраф вдвое больше наложенного ранее, или обязательные работы, или вообще арест на срок до 15 суток.

Более мощный способ воздействия — через прокуратуру. За квартал в городе в эту инстанцию ГИБДД направила 54 письма (плюс 5), в области — 64 (плюс 7). За 2015 год, соответственно, 197 (плюс 61) и 217 (плюс 53).

Дорожники могут попасть даже под уголовную ответственность — если плохое содержание дороги привело к тяжким последствиям. Например, на днях было возбуждено уголовное дело в отношении компании, ответственной за участок федеральной трассы М-7 «Волга» на подъезде к Перми. В 2015 году там произошло пять ДТП, в результате которых три человека погибли и 14 получили травмы.

Такие крайние меры большая редкость. Пример из нашего региона привёл в программе «Водитель Петербурга.Live» заместитель начальника третьего отдела УГИБДД Валерий Петров. На участке дороги Гатчина — Куровицы от поворота на Новый Свет до Пижмы несколько лет наблюдалась сверхнормативная продольная колейность, водители там часто теряли управление с последующими съездами и опрокидываниями. «Мы, собрав статистику по пострадавшим, обратились в Следственный комитет. К уголовной ответственности организацию привлечь не получилось, но деньги откуда-то взялись, и дорогу быстро привели в нормативное состояние», – рассказал Петров.

Вообще, по его словам, дороги у нас становятся лучше. Даже на территории Ленинградской области подвижки налицо: большая часть дорог приведена в нормативное состояние. Почему «даже»? Санкт-Петербург на особом счету, имеет особый бюджет, в области же денег меньше. Однако почти все федеральные трассы, за исключением разве что грунтового участка «Сортавалы» в Приозерском районе, отремонтированы; на участке трассы Санкт-Петербург — Псков с 32 по 54 километр идёт реконструкция, спасибо федеральным дорожникам. «При наличии проблем финансирования на территории Ленобласти удалось найти консенсус с региональными дорожниками: дорожный комитет Ленавтодор нас слышит», – отмечает инспектор ГИБДД.

В поиске «недостатков содержания дорог» могут помочь простые граждане, очень даже. Куда обращаться, если вас замучили колдобины? Итак, если яма большая, превышает 15 на 60 на 5 см, значит, она опасная и тянет на статью 12.34 КоАП. О таких сообщайте в районный отдел ГИБДД, на имя начальника, можно электронным обращением, с фотографиями. На бездействие лиц, обязанных содержать дороги в надлежащем состоянии, тоже жалуйтесь в ГИБДД.

Если яма не превышает критические параметры, пишите в соответствующую дорожную организацию. Их список мы публиковали, идите по этой ссылке. Такие недостатки, кстати, должны быть устранены в течение 10 суток с момента фиксации в журнале дорожно-эксплуатационной организации или в журнале учета недостатков ГИБДД.

Сложнее с ямами во в дворах. Насчёт них мнения правоприменителей расходятся. В правилах дворовые проезды считаются прилегающей территорией, то есть не дорогой. А ГОСТы распространяют свое действие только на дороги общего действия. Норматива для прилегающих территорий нет, рассказывает Валерий Петров. За эту территорию должны отвечать муниципалы, но многие отлынивают, и тогда должны накладываться штрафы за несоблюдение правил благоустройства. В общем, на «дворы после бомбёжки» лучше жаловаться главам районных администраций. Но и ГИБДД может что-то сделать. «Тем не менее по дворам мы тоже работаем. Все решается индивидуально, исходя из того, на что похож этот проезд», — говорит Петров.

А вот если вы хотите, чтобы грунтовку около вашей дачи одели в асфальт, с этим идти в ГИБДД бессмысленно: они дороги не строят.

Отдельная «инстанция» – общественники, например «Красивый Петербург» или совместный в МВД проект «Дороги без проблем». Многие подобные организации действительно, наработав алгоритм, эффективно решают проблемы.

А пока яму не залатали, её можно использовать творчески: сделать из неё портрет чиновника, поле боя для игрушечных солдатиков, снять про неё клип с киногероем, поздравить её с днём рождения, превратить её в клумбу или, на худой конец, в могилку.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях