В очередном выпуске программы архивариуса [Фонтанки.Офис] Константина Ранкса речь идет о создании 16 апреля 1905 года в Петербурге Союза печатников. По мнению автора программы, именно с этого события начался последующий расцвет профсоюзного движения в России.
В апреле 1905 года состоялась встреча делегатов рабочих нескольких типографий Петербурга: были люди из типографии Министерства внутренних дел, Первой гостипографии и ряда частных типографий. Делегаты сочли необходимым создать свою профессиональную организацию – Союз работников печатного дела.
Надо сказать, что рабочие профессиональные организации появлялись в России и раньше, но в данном случае произошёл переход «количества в качество». Новый профессиональный союз выходил за рамки одного предприятия или смежных предприятий. И он, несомненно, был силой, которая неминуемо должна была не только решать профессиональные вопросы, но должна была перейти и к политической повестке.
Поначалу Союз печатников начал действовать нелегально, что не помешало уже 15 мая издать первый номер специального печатного издания – «Печатный вестник». А уже в сентябре 1905 года Союз легализовался, и его работа стала проходить открыто.
Пример Питера не остался незамеченным — всего спустя два года в России было уже более 80 профсоюзных организаций типографских рабочих. Для консолидации совместной работы в начале апреля 1907 года в Финляндии прошла Первая Всероссийская конференции печатников. Типографские рабочие 110 лет назад в России были весьма технически продвинутыми людьми, которые работали со сложными машинами, различными химическими веществами, то есть имели высокую профессиональную подготовку. Они, что естественно, были весьма начитанными — то, что сами печатали, то сами и читали. Поэтому не случайно профсоюзы печатников стали привлекать внимание и других работников, связанных с издательской деятельностью. В профсоюз захотели вступить мелкие книготорговцы, работники магазинов, изготовители большеформатных плакатов...
За последующее десятилетие — до революции 1917 года, профсоюзное движение в России сделало огромный рывок. Профсоюзы того времени стали организациями, представляющими интересы своих членов и дающими им новые возможности и защиту. К примеру, полиция частенько арестовывала участников различных профсоюзных мероприятий. Однако профсоюзы, имея свою официальную кассу, могли позволить себе нанять профессионального юриста-адвоката, который мог представить интересы профсоюзных активистов. Кстати, и в переговорах профсоюза с руководителями юридическая поддержка играла свою роль.
В Западной Европе профсоюзы по-прежнему являются коллективным переговорщиком с работодателем, это элемент нормальной рыночной экономики. Представители профсоюзов и работодателей ведут обычный торг по купле-продаже рабочего времени и квалификации, приходя к определённому консенсусу. Объединение работников в профсоюз приводит к уменьшению числа индивидуальных продавцов на рынке труда, что ведет к росту цены на труд.
Настоящий профсоюз — это не собес, выдающий путёвки на отдых, а прежде всего корпорация рабочих, продающая их труд по максимально высокой для рынка цене. И об этом стоит помнить, вспоминая историю профсоюзного движения.