Знаковый публицист Александр Невзоров появился на людях в красном пальто. Аудитория возбудилась и ответила «фотожабами» разной степени креативности и аллюзиями на малиновые пиджаки «братков».
«В День космонавтики публицист Александр Невзоров предстал посетителям музея современного искусства ERARTA в космическом обновлении. Все привыкли видеть Невзорова в черном или в радикально-черном, – написал опубликовавший фото журналист Алексей Лушников. – Теперь все изменилось. Об этом позаботились стилисты Dolce&Gabbana. Новый имидж называется "винтажный гангстерский стиль Северной Италии". Я бы добавил "с закваской в бандитском Петербурге"».
Интернет откликнулся. «Обалденное пальто! Тоже хочу!» – восторгались одни. «Такое же? У мамы в кладовке поищи, с 90-х годов наверняка хранится», – язвили в ответ другие. Спекуляции на тему того, что пальто «бабье», закончились убийственным аргументом какого-то знатока: вещь застегивается на мужскую сторону. Возражать никто не стал, равно как и уточнять, какая сторона — мужская. Пошли образные этюды на тему цвета: «Синьор Помидор», «Кардинал С.-Петербургского атеистического округа», вспомнили малиновые пиджаки бандитов из 90-х и фотографию тогда еще не президента Путина в малиновом пиджаке. В серии фотожаб скандальное пальто комплектовали тростью доктора Хауса, булгаковским котом Бегемотом, перекрашивали в разные цвета, пятнали мухоморным горошком, даже изготовили портрет Александра Глебовича в стиле Энди Уорхолла. Не обошлось без словообразования: «воландовато», «вурдалаковато», «Фемистофель». Круг дискуссии замкнулся.
Наблюдая за переполохом, «Фонтанка» вспомнила итальянские красные носки и решила спросить у стилистов и бизнесменов, к какому феномену красное пальто Невзорова стоит ближе.
Петербургский дизайнер Елена Бадмаева считает, что интернет-ажитация вокруг красного пальто Невзорова связана с тем, что «все мы родом из Совка», а ассоциации с малиновыми пиджаками свидетельствуют об узости кругозора в сфере одежды. «Никакого символизма я здесь не вижу, – говорит Елена Бадмаева. – А вижу только хорошо одетого человека. Может, у него весна в душе. Он одет элегантно и может своей фактурой и натурой держать красный цвет». А если большинство не может позволить себе так одеться — так это проблемы большинства, считает дизайнер. И дело вовсе не в деньгах. Даже при наличии средств выходцы из России за рубежом всегда были видны за версту — и одеты примерно одинаково дорого и плохо. Сейчас, правда, несколько успокоились.
Иной точки зрения придерживается историк моды София Азархи.
«В буржуазной традиции приличные люди с крепкой психикой и социальным положением, конечно, такой эпатаж себе не позволяют, – считает София Азархи. – Это пальто — сигнал внутренней дисгармонии. И конечно, определенный вызов, и дерзость, и смелость, и доля самоиронии. Возможно, история с красными носками итальянского журналиста, интервьюировавшего Путина, не была забыта. И Александр Глебович решил пойти по этому пути, но превзойти противника массой. Показать, что у нас и дым гуще, и труба выше. К семиотике малиновых пиджаков это пальто никакого отношения не имеет, как и к гангстерскому стилю. Если это и бандитская мода, то не итальянская, а гарлемская».
Стилист Антон Шонов также отмел все «малиново-пиджачные» ассоциации в отношении аутфита известного публициста, но по другим причинам. «Цвет этого пальто относится к совершенно другой культуре, – говорит Антон Шонов. – Он символизирует богатство, власть, мистику и таинственность. Красный цвет хорошо подходит энергичным мужчинам». Стилист отмечает, что даже по фото видно, что пальто Александра Невзорова сшито на заказ, а не куплено в магазине. «Острые лацканы «peak lapels» создают правильную геометрию, длина подобрана идеально, правильные петли: их четыре, а не семь и не восемь, – анализирует Антон Шонов. – И весь комплект подобран идеально. Александр Невзоров выглядит шикарно, как настоящий денди. Может быть, это весна. А может быть, любовь».
«Фонтанка» решила спросить, как относятся к ярким деталям одежды известные бизнесмены. А заодно выяснить, не было ли у них малиновых пиджаков, раз уж информационный повод подвернулся.
«У меня в гардеробе есть красный свитер. Я его иногда ношу. Ну и что? – говорит глава УК «Теорема» Игорь Водопьянов. – А пиджаков я не то что малиновых, а и обычных-то никогда не носил. У меня был за всю жизнь только один пиджак. Я его надевал на инаугурацию Валентины Ивановны Матвиенко, ну и когда меня на прием к ней приглашали. Теперь пиджака нет. Новый губернатор меня не приглашает. А если пригласит, я не пойду — пиджака же нет».
«Пиджак у меня в 90-е был, но не малиновый, а темно-зеленый, – признался известный резкими высказываниями бизнесмен Дмитрий Потапенко. – Ярко-красная есть куртка, зимняя, от горнолыжного костюма. В горах надо быть заметным». Сегодня «униформой» людей, которые решают вопросы, по мнению Дмитрия Потапенко, стали костюмы от Бриони — их чиновники носят все, как один.
Первый советский миллионер Артем Тарасов заявил, что малиновых пиджаков не носил и у него есть алиби — в годы, когда это было принято в определенных кругах, он проживал в Лондоне. А в Лондоне малиновый пиджак сочли бы нарушением этикета. «Зато люди в таких пиджаках приезжали ко мне, – вспомнил Артем Тарасов. – Один мне говорил: «Как тебе не стыдно? Ты заказал для меня номер стоимостью всего-то 1700 фунтов?» Сегодня яркий пиджак у меня есть. Желтый в синюю клетку. Я его ношу преимущественно на руках — из одного шкафа в другой. А купил, потому что в Ницце так ходят. Там это нормально».
В Петербурге, где нормальным считается снег в апреле и пейзажи в серых тонах, любое яркое пятно воспринимается как психологическая травма или воспоминание о ней. А что до красного цвета, который, как считается, возбуждающе действует на быков, так давно уже доказано, что животных злит не яркая тряпка сама по себе, а матадор, который ею размахивает.
Венера Галеева,
«Фонтанка.ру»