Прочитав на “Фонтанке” об аресте петербургского бизнесмена номер один Дмитрия Михальченко, муниципальный активист пожертвовал на борьбу с коррупцией треть месячной зарплаты.
Внезапно возникшее в результате чтения «Фонтанки» движение «Молодежь против коррупции» заявило о себе первым пикетом на Малой Конюшенной. Немногочисленные пока общественники уверены, что арестованный Дмитрий Михальченко – коррупционер, так как верят прессе. Они не знают, в чем подозревается бизнесмен, но боятся, что он уйдет от наказания.
Анонс мероприятия обещал, что будет наглядно показана «связь некоторых силовиков с контрабандистами», в том числе миллионером Дмитрием Михальченко. Пропустить было нельзя, и к объявленным 14 часам «Фонтанка» была на Малой Конюшенной.
Немногочисленные участники пикета, каковых вместо шести заявленных оказалось двое, пытались установить стенды с баннерами.
Получалось не очень, стенды падали, а прибывшие «представители озабоченной общественности», которые ратовали за презумпцию невиновности, свободу бизнеса и чистое имя Дмитрия Михальченко, нервировали. «Представителей общественности» оказалось заметно больше борцов с коррупцией – около десяти человек. Могло быть и ещё больше, но присутствие бдительно следящего за мероприятием полицейского наряда скорректировало планы.
Было слышно, как один из оппонентов пикетчиков предупреждает по мобильному телефону: «Если придут, их сразу свинтят. Давай отбой».
Через полчаса после начала мероприятия стенды, наконец, были установлены. Видимо, чтобы не вызывать аналогий с «кубами Навального», их установили треугольником. С трех сторон можно было увидеть:
что Дмитрий Михальченко арестован по подозрению в контрабанде алкоголя на 1,7 миллиона рублей;
что в некой компании в ноябре 2015 года проходил обыск, и что, возможно, покровительство этой компании осуществляли начальник 7 отдела службы экономической безопасности ФСБ Вадим Уваров и его свояк, оперативник из главного управления по борьбе с контрабандой Федеральной таможенной службы Павел Смолярчук;
схему с квадратиками, в которые были вписаны перечисленные имена, связанные стрелочками.
Неторопливые прохожие Малой Конюшенной проходили, не замечая плакатов, а пикетчики деликатно их не беспокоили. Запланированная раздача печатных материалов так и не состоялась, но один экземпляр удалось выпросить: краткое изложение материалов «Фонтанки» на одной страничке.
Живую струю вносила «группа неравнодушных граждан», которая задавала пикетчикам неудобные вопросы. За всех отвечал Павел Чернов: «Прочитал на «Фонтанке». Там было написано. что Михальченко подозревается в контрабанде алкоголя, кажется, шампанского. Еще контрабандой ввозилось мясо, которое декларировалось как хлеб, и мобильные телефоны. Мы против контрабанды и против коррупции».
«Неравнодушные» навязчиво подозревали материальную заинтересованность пикетчиков, уличая их в неосведомленности и вспоминая всуе имя бывшего замруководителя управления Росимущества по Ленинградской области и заместителя главного государственного инспектора Санкт-Петербурга по использованию и охране земель Бориса Авакяна, якобы заинтересованного в акции. Пикетчики гипотетическую связь с Авакяном отвергали, утверждая, что эта фамилия им не знакома.
Наверное, она действительно им не знакома, хотя и присутствует в непростом деле о контрабанде, по поводу которого и устроено мероприятие. Деньги, переданные Авакяном, сыграли немалую роль в уголовном преследовании Уварова и Смолярчука, на наказании которых настаивают активисты.
Напомним хронологию. В ночь с 29 на 30 ноября оперативники 7 отдела управления «К» ФСБ совместно с Пулковской таможней задерживают 20 тонн контрабандных смартфонов. 17 декабря 2015 года с обыском приходят к оперуполномоченному по особо важным делам по борьбе с таможенными преступлениями Главного управления по борьбе с контрабандой ФТС Павлу Смолярчуку, свояку высокопоставленного чекиста Вадима Уварова. Смолярчука подозревали во взятке около 2 миллионов рублей, предполагаемым посредником был отставной таможенник Вячеслав Наумов. А вот в качестве взяткодателя, насколько известно «Фонтанке», выступал действовавший под контролем оперативников Борис Авакян. Его роль в операции спецслужб оказалась настолько значительна, что ему даже выделили госохрану, и, пожалуй, не зря: именно государевы охранники спасли чиновника от расправы в Music-bar 11 в январе 2016 года . Но настолько внимательно пикетчики «Фонтанку» не читали.
Организатор пикета Павел Чернов, наконец справившись со стендами, смог ответить на вопросы:
- Павел, что послужило причиной вашего выхода на улицу?
– Я прочитал статью на « Фонтанке.ру» о Михальченко, и решил организовать такую акцию, чтобы виновные не ушли от ответственности, решил организовать новое движение.
- На вас так повлияла статья в нашем издании, что вы решили заказать стенды и баннеры? В какую сумму вам обошлась гражданская активность?
– Это недорогие плакаты, по 2,5 тысячи рублей штука. Макет сделал мой знакомый – он дизайнер. Всего на 7,5 тысяч рублей. Это чисто моя инициатива, я заказал их за свой счет.
- Скажите, сколько вы зарабатываете в месяц?
– Я работаю в системе РЖД, моя зарплата – 21 тысяча рублей.
- И вы потратили треть месячного дохода на плакаты?
– Да.
Как объяснил Чернов, его инициатива пока не получила широкого распространения, в движении «Молодежь против коррупции» всего несколько человек, и его демарш никак не связан с деятельностью в молодежном совете муниципального образования «Красненькая речка», где он отвечает за «внешние связи»: «Я даже не знаю, как там отнесутся к моей инициативе. Уверяю: ни муниципальный совет, ни Виталий Милонов к сегодняшней акции отношения не имеют».
«Фонтанка» предполагает, что отнесутся хорошо. Иначе исполняющий обязанности председателя молодежного совета и помощник депутата «Красненькой речки» Михаил Соловьев не был бы указан в заявке на пикет в качестве соорганизатора.
Через 25 минут акции, которая должна была продлиться два часа, пикетчики приступили к сворачиванию наглядной агитации.
- Павел, почему вы уже уходите?
– Опасаюсь провокаций.
– Последний вопрос. На вашем плакате несколько имен. Что вы можете о них сказать?
Вопрос оказался не под силу, и пауза неприлично затянулась.
- Павел, вы вывешиваете имена в центре Петербурга. Кто это, вы знаете?
– Я не спал всю ночь. Мне не до этого.
Свернув изобличающие стенды, пикетчики разошлись в разные стороны со своими оппонентами. По примерным подсчетам, их плакаты, кроме журналистов, прочитали три проходивших мимо бабушки. Павел обещает не сдаваться и продолжить свою общественную деятельность, направленную на беспощадную борьбу с коррупцией. Если он где прочитает о том, что кто-то оказался под следствием по подходящей статье, он обязательно закажет следующие плакаты, чтобы постоять с ними полчаса на виду у прессы.
Денис Коротков, "Фонтанка.ру"