Десятки частных футбольных площадок открываются каждый год в Петербурге. Их владельцы утверждают, что спрос в несколько раз превышает предложение. «Фонтанка» попыталась разобраться в этом феномене.
За последние три года количество частных футбольных полей различного уровня и размеров в Петербурге резко возросло. По подсчетам «Фонтанки», начиная с 2013 года в Северной столице открылось более 50 площадок. Часть из них по разным причинам закрылась, но подавляющее большинство выжило. Основной источник заработка — аренда поля для желающих сыграть в футбол. Но некоторые идут дальше и открывают собственные футбольные секции.
Основной причиной популярности такого вида бизнеса сами игроки называют относительно низкий порог входа в него при высоком спросе на оказываемые услуги. При определенных условиях можно вписаться в 2 – 3 миллиона рублей. Естественно, речь не идет о полноразмерном поле для игры в классический футбол 11 на 11, но большинству клиентов это и не нужно. Чаще всего это маленькие площадки, больше подходящие для мини-футбола. 5 на 5 — идеальный вариант для игры на таком поле. Да и собрать вместе 10 человек проще, чем 22. Цены при этом самые разные — от 1500 до 4000 рублей. Зависит от времени суток, дня недели, состояния поля и инфраструктуры. Площадка может находиться как в бывшем помещении общественной бани, так и в абсолютно новом, с нуля построенном современном спортивном комплексе.
– Сейчас на волне чемпионата мира 2018 года идет массовая популяризация футбола, – считает Никита Матросов, управляющий директор спортивного комплекса «Сосновка Парк» (ул. Жака Дюкло, 20). – Все понимают, что это самый массовый вид спорта и его популярность будет только увеличиваться. Количество фанатов, игроков, детских школ все будет расти, а площадок в Питере остро не хватает. Все это понимают, и все такие площадки стараются открыть. Чаще всего открываются малыми силами — берут б/у шатры, плохую траву. Думаю, что этот бизнес будет расти еще какое-то время точно. Мы по себе чувствуем, что спрос превышает предложение в разы.
При этом многие игроки рынка утверждают, что коммерческая составляющая не главная в их бизнесе.
– Мы открылись три года назад, – рассказывает генеральный директор OLE Promo Arena (Мебельная ул., 2А) Дмитрий Эсаиашвили. – У нас есть инвестор, который вкладывал деньги. У него своя строительная компания по ремонту. Соответственно ремонт происходил по ценам ниже рыночных, что сэкономило нам немало денег. Для нас в первую очередь это не коммерческий вид бизнеса, а социальный. Все начиналось с футбола. В прошлом году у нас появился волейбол, школа танцев. А сейчас мы открыли в том же помещении зал единоборств, кроссфита. Конечно мы не работаем себе в убыток, но много с этого и не зарабатываем.
Отчасти объяснение этому феномену можно найти в том, что большинство владельцев подобного бизнеса — люди, неравнодушные к футболу. Среди них много бывших футболистов, не заигравших на высоком уровне, родителей юных игроков и просто болельщиков.
– Коммерсанты у нас в семье отец и старший брат, я же всегда увлекался футболом — с детства занимался в футбольной школе «Турбостроитель», – говорит основатель футбольного центра "Neva" Евгений Галкин. – Ближе к 18 годам сделал выбор в сторону учебы и на некоторое время выпал из футбольной жизни. Получив высшее экономическое образование, решил, что буду использовать его все-таки в футбольных проектах. Когда я занимаюсь своим любимым делом, у меня горят глаза. Заработок – это не главное, но и бесплатными тренировки мы не можем сделать. Нужно арендовать площадку, покупать инвентарь.
По информации «Фонтанки», на юге города недавно открылась футбольная площадка, которую построил один бизнесмен для собственного сына, занимающегося футболом. Уже после окончания строительства в качестве дополнительного бонуса было решено сдавать поле всем желающим.
Цена вопроса серьезно разнится. Так, например, «Свое поле» (Лиговский пр., 289), обосновавшееся в здании бывшего консервного завода, обошлось в 3 миллиона рублей, а строительство с нуля спортивного комплекса «Сосновка Парк» с тремя полями — более 30 миллионов, и это по самым минимальным подсчетам.
Выручка серьезно зависит от времени года. При том что в целом спрос стабильно высокий, есть несколько месяцев в году, когда площадки загружены в лучшем случае на 50 процентов.
– Футбол в Петербурге популярный вид спорта, тем более чем ближе к чемпионату мира, тем больше растет ажиотаж вокруг футбола, – объясняет Дмитрий Эсаиашвили. – В зимний период у нас все забито по максимуму. Что касается весны – лета, тут спрос идет на спад. Ноябрь, декабрь, январь, февраль и, возможно, март — это стопроцентная загрузка залов. Сентябрь, октябрь, апрель, май — процентов 75. Ну и июнь, июль, август — процентов 50 в лучшем случае.
На вопросы о выручке большинство владельцев футбольных полей ожидаемо отделались фразой «коммерческая тайна», однако один из них признался, что зимой получается заработать около 150 тысяч рублей в неделю, летом — 75 тысяч. То есть если взять среднее значение, получается около 5,4 миллиона рублей в год. Понятно, что это только выручка и чистая прибыль меньше. Среднее время окупаемости — 2 года. Хотя в некоторых случаях отбить вложенные средства можно быстрее. Например, по словам Евгения Галкина, вложения в футбольный центр "Neva" удалось вернуть через год. Однако легко приходится не всем.
– Я всегда любил поиграть в футбол, но особым фанатом не был, хотя мой партнер большой болельщик «Зенита», – поделился своей историей сооснователь ООО «Свое поле» Роберт Семенченко. – Однажды вечером мы думали, чем заняться. Посмотрев, сколько мы платим за поле, какая у него загруженность, посчитав все, мы поняли, что можем на этом заработать. Пока худо-бедно справляемся. Если честно, в первый год мы еле выжили. Первая зима еще было нормально, но первым летом было ужасно. Спас очередной кредит. Не хватало денег на оплату помещения — 288 тысяч рублей в месяц.
Для того чтобы избежать проблем с сезонным спадом, многие площадки меняют травяное покрытие на спортивный линолеум, который хоть и дороже, но позволяет расширить коммерческие возможности.
– Тот зал, в котором мы сейчас находимся, появился четыре года назад, – говорит Дмитрий Эсаиашвили. – Тогда управлением тут занимались другие люди. Они изначально постелили траву. Когда мы туда пришли, сразу поменяли покрытие на спортивный линолеум. Это связано с чисто экономическим вопросом. На траве можно играть только в футбол, а на линолеуме во все, что угодно. Мы сдаем зал даже под гимнастику и восточные единоборства. В период с мая по сентябрь включительно желающих играть в зале не очень много, большинство предпочитает играть на свежем воздухе. Поэтому зал в это время простаивает, а универсальный зал позволяет заполнять его не одним футболом и отчасти компенсировать этот простой.
В поисках способов избежать простоя игроки рынка находят совсем уж необычные развлечения. В последнее время очень популярен бампербол. Это почти тот же футбол, только на игроков надеты прозрачные заполненные воздухом шары по типу зорба. Зрелище специфическое, но забавное. Другой не самый очевидный и рискованный способ использовала компания Estadio Group — одну из площадок она разместила на территории торгового центра «Питерлэнд».
– Честно говоря, я не знаю, сколько стоит аренда в «Питерлэнде», но если больше 500 рублей за квадратный метр, то это не очень выгодно, – считает Роберт Семенченко. – Хотя там минимальные затраты на инфраструктуру — постелить траву, оборудовать раздевалки и душ. И все. Плюс большой поток людей.
Другое вариант, который, правда не пользуется пока большой популярностью, – открытие собственной детской школы. По этой схеме пошел футбольный центр "Neva". По признанию его основателя Евгения Галкина, футбольная школа приносит 10 – 20 процентов от общей выручки, однако в несезон и эти деньги не лишние.
Артем Кузьмин, «Фонтнка.ру»