Генпрокуратура проверит панамские документы, в которых упомянуты друг президента России, чиновники и политики. Но Кремль масштабному расследованию не верит, а потому мало кто верит в Генпрокуратуру.
Пока российские власти неустанно повторяют, что рассекречивание панамских офшоров стало атакой Запада на Владимира Путина, мировое сообщество занялось поиском коррупции у себя. На обложки газеты вынесены первые лица, некоторых призывают к отставке, правоохранители благодарят журналистов-расследователей. Заявление российской Генпрокуратуры о начале проверки документов юридической компании Mossack Fonseca (MF) кажется формальностью.
Публикация «Панамских документов» Panamapapers.icij.org Консорциумом журналистов-расследователей (ICIJ) и Центром по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP) прогремела на весь мир. В разных странах силовики на основе журналистских материалов ищут теневые связи политиков и чиновников с бизнесом. Но российские власти уверены, что годовая работа 400 профессионалов над 11 миллионами документов, предоставленных немецкой газете Süddeutsche Zeitung анонимом, – это атака на президента России. Этой же риторики придерживаются государственные СМИ.
Вечерний выпуск «Вестей» на телеканале «Россия – 1» редакторская группа построила таким образом, что панамская тема стояла предпоследней. По значимости она опередила только проблему пальмового масла.
Ведущие начали, как они сказали, с новости космического масштаба (объявлена дата первого запуска с Восточного, 40 секунд). Далее – сюжет про высылку мигрантов из Греции (3,5 мин), репортаж из Сирии (3,5), Нагорный Карабах (2,5), переподчинение Росархива президенту (4,5), медиафорум ОНФ (30 сек), допинговый скандал в Британии (4 мин), 88-летие Элины Быстрицкой (35 сек), реклама, реакция властей ЛНР на заявление Порошенко (30), бесплатная раздача яблок в Польше по причине их гниения из-за российского продуктового эмбарго (3.15), смерть дочери Маяковского в Нью-Йорке (35 сек), перспектива угольной промышленности устами Дмитрия Медведева (4 мин), о событиях в российской глубинке (5).
«Ну а сейчас об информационном вбросе против Путина, который так ждали наши западные партнеры, а теперь оказалось – гора родила мышь. Некие исследователи прошли бреднем по конфиденциальным просторам», – такими словами ведущие предварили сюжет.
«Панамским документам» было уделено шесть минут. Корреспондент выражал уверенность, что под публикациями нет оснований, гигантская часть материалов будет опротестована в суде, авторы отрабатывают американские деньги под кураторством Госдепа. Последним гвоздем в гроб расследования стала цитата Дмитрия Пескова:
«Очевидным является, что вовне градус путинофобии достиг такого уровня, что фактически говорить хорошо про Россию, про успехи и действия России говорить нельзя априори. А плохо говорить нужно, нужно говорить много, обильно. А когда говорить нечего, нужно что-то спрятать. Хотя Путин нигде не фигурирует фактологически, но для нас, конечно, очевидным является тот факт, что основной целью таких вбросов являлся и является наш президент, особенно в контексте грядущих и парламентских, и в контексте долгосрочной перспективы, имеются в виду президентские выборы через два года».
На Первом канале мировая путинофобия тоже была лейтмотивом, хотя сюжет содержал больше подробностей о работе журналистов. О ее масштабе можно судить из лаконичного рассказа репортера «Новой газеты» Романа Анина:
Стратегическое молчание (или уклон в путинофобию) российских СМИ вынудил депутата Госдумы Дмитрия Гудкова отправить запрос гендиректору ФГУП МИА «Россия сегодня» Дмитрию Киселеву.
«Наши государственные СМИ не зря умолчали о сути обвинений: о виолончелисте Ролдугине и всех связанных с этим интимных деталях. Можно сколько угодно шутить, что 2 миллиарда долларов – это «всего-то», но это все равно 2 миллиарда долларов… В законе о СМИ написано ясно: «Не допускается использование установленных настоящим Законом прав журналиста в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений», – пояснил он в «Фейсбуке».
За границами Кремля апологетом теории заговора можно, пожалуй, назвать депутата Госдумы Ирину Яровую, которая уверенно заявила, что Panamapapers – атака на Путина.
Петр Порошенко тоже упомянут в расследовании, применительно к конфетной фабрике Rochen (офшор для управления компанией был создан в 2014 году, журналисты даже выложили скриншот паспорта украинского президента из досье MF). У Порошенко тоже нашлись защитники, и Ирина Яровая, наверное, может отныне считать достойным соперником депутата Верховной рады Виктора Балогу, который предположил, что офшорные разоблачения – «гибридная война панамо-немецкого офиса ФСБ России в борьбе с неустойчивой демократией Украины».
Схожей реакцией отметился Азербайджан на публикацию материала о миллиардных активах дочерей президента Алиева. Китай (есть публикации о лидерах партии) вообще молчит.
Если верить прессе, Европе сейчас совсем не до Путина. Французская Le Monde вынесла на обложку панамскую историю доверенных лиц лидера «Национального фронта» Мари Ле Пен. Они, как увидели журналисты после анализа материалов MF, причастны к выводу денег за рубеж. А ведь Мари Ле Пен собирается выдвигаться в президенты на следующий год. Прокуратура начала расследование.
У исландцев тоже своя история. Их премьер-министр Сигмюндюр Давид Гюннлейгссон значился в документах Mossack Fonseca. И хоть офшорная история закончилась до политической карьеры Гюннлейгссона, общественность вменила ему утайку. Тысячи жителей Рейкьявика вышли на улицы с требованием подать в отставку. Премьер переспал с этой мыслью и сегодня опубликовал пост в «Фейсбуке» с готовностью распустить парламент и провести внеочередные выборы.
Icelanders are throwing yogurt at Parliament over the Panama Papers
Опубликовано Mashable News 4 апреля 2016 г.Известный американский сайт fusion.net сделал витрину главных "панамских героев". В ней тоже не нашлось места Путину.
Если второй канал России счел более значимой темой допинговый скандал в Англии, то британская пресса устроила обструкцию, нет, не нашему президенту, а своему премьеру Дэвиду Кэмерону. Он никогда не владел ошфором Blairmore Holdings Inc, но владельцем был ныне покойный отец. Daily Mirror отдала под Панаму обложку и вышла с заголовком "У вас по-прежнему есть семейные средства, накопленные в секретном офшоре, премьер-министр? (И нет, это не «личное дело»)"
The Guardian обыграла проблематику в карикатуре. Образ премьера не пускает посторонних к скелету в своем шкафу:
В Латинской Америке тоже есть кого обсуждать. Аргентинская пресса темой № 1 сделала прошлое президента Маурисио Макри. Компания его отца Fleg Trading была ликвидирована еще в 2008 году, но главу государства все же вынудили объясниться по поводу появления в списках MF. Газета Clarin вынесла на обложку не только Макри, но и аргентинского футболиста Лионеля Месси, в отношении которого уже проводится налоговое расследование. За дополнительную порцию фактов правоохранители поблагодарили журналистов.
О проверках достаточно оперативно заявили Панама, Франция (она запросит оригиналы документов у журналистов), Испания, Британия. Австралийские налоговики и вовсе уже успели провести исследовательскую работу. На основе опубликованного массива они идентифицировали 800 граждан и начали проверку.
Российское досье «Панамских документов» тоже полнится. Сегодня опубликован материал о губернаторе Турчаке и офшоре Burtford Unicorp Inc. C 2008 по 2015 год единственным акционером компании была его жена Кира Турчак. Также упомянут губернатор Челябинской области Борис Дубровский, который, как полагают журналисты, использовал панамский офшор Spaceship Consulting S.A. даже в кресле чиновника. Депутат Госдумы Александр Бабаков до сентября 2011 года владел офшором AED International Limited и после избрания передал его дочери. Еще утверждается, что собственник основного подрядчика реконструкции БАМ стоимостью 562 млрд рублей «Бамстроймеханизация» скрыт в офшорах. Тендер объявляли РЖД при Владимире Якунине. Ранее упомянутый в Panamapapers Дмитрий Песков настаивает, что у его жены Татьяны Навки никогда не было офшора. Хотя, если верить расследовательскому сайту, у журналистов есть скриншот паспорта бывшей фигуристки, указанной в досье MF как бенефициар компании Carina Global Assets. В Сети бурно обсуждают именно ее, и главред «Эха Москвы» Алексей Венедиктов выступил в роли адвоката:
«А вы при женитьбе спросили невесту – есть ли у тебя офшор, дорогая?» – пошутил он в "Твиттере".
На фоне позиции Кремля формальностью выглядит заявление Генеральной прокуратуры, которое появилось на официальном сайте днем 5 апреля:
«Генеральная прокуратура Российской Федерации проверит информацию, опубликованную в отечественных и зарубежных средствах массовой информации о ряде российских физических и юридических лиц, якобы владеющих офшорными компаниями и счетами. Главной целью проверки станет установление соответствия действий указанных в этих материалах граждан РФ нормам российского законодательства, основам международного права и нашим обязательствам перед международным сообществом по предотвращению фактов коррупции и противодействию легализации денежных средств, полученных противоправным путем».
Александр Ермаков,
«Фонтанка.ру»