Родители учеников и руководство единственной в России школы для детей–аутистов, находящейся в Петербурге, обеспокоены слухами о расформировании учебного заведения.
В администрации Центрального района успокаивают: речи о закрытии школы не идет, но обещания властных инстанций противоречивы. 2 апреля – Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Кому и во что верить, попыталась разобраться «Фонтанка».
Вот уже нескольких месяцев родители воспитанников и педагоги школы–сада № 687 «Центр реабилитации ребенка» не знают, смогут ли их дети продолжить обучение в привычном для них режиме и месте, и куда они приведут детей 1 сентября.
Три корпуса центра расположены на пересечении наб. Обводного канала и Лиговского проспекта.
Как сообщила «Фонтанке» мама одного из учеников Центра Марина Игнатьева, в администрации Центрального района «неофициально», «никаких документов не выдавая на руки», заявили, что уникальное учебное учреждение вскоре будет закрыто. Родителей пугает даже предположение о подобном. Они мечтают, чтобы они могли спокойно продолжить учебный процесс именно в этом учебном учреждении. В Центр приезжают со всей России. Беда у всех общая. Марина с сыном приехали из Владивостока, Татьяна – из Красноярска, Лидия – из Адыгеи. «Ради нашего ребенка в родном городе мы оставили всё и переехали сюда», – говорит Татьяна.
Мест на всех желающих не хватает. Плановая вместимость составляет примерно 173 ребенка, а по факту их 228.
Марина: «Мы пытались пробиться еще в подготовительные группы: не приняли, потому что просто не было мест».
– Восемь выпускников детского сада должны перейти в начальную школу, а на очереди еще дети. Не знаем, как быть, – сокрушается директор Лариса Демьянчук. – Столько желающих в этом году, придется открывать новые классы.
Паника родителей началась, когда осенью 2015 года директора вызвала на аудиенцию Мария Щербакова, глава администрации Центрального района (один из учредителей школы). Слова чиновницы прозвучали как гром среди ясного неба: мол, скоро школы на этом месте не будет, поскольку три корпуса будут расформированы, а дети переведены в другие учебные учреждения района.
Неудивительно, что родители стали обращаться во все властные структуры. Делятся, что эффекта – ноль, только «отписки».
Мария Щербакова в приемах родителям отказывала, а от телефонных звонков, по их словам, уклонялась. Лишь однажды – в феврале этого года – она посетила школу и встретилась с директором.
Однако в комитете образования заверяли: «Закрытия школы не будет. Косметический ремонт планируется на предстоящее лето и на учебный процесс повлиять не должен. В случае проведения капитального ремонта педагоги и дети будут временно переведены в другие учреждения, но состав будет сохранен. Мы понимаем, как это важно». На вопрос «Фонтанки», откуда же тогда у родителей паника, в комитете парируют: «Видимо, возникло недопонимание: узнали, что будет ремонт и решили, что школа и вовсе закрывается».
По словам заместителя директора школы Марины Ивановой, комитет по образованию в лице зампредседателя Ирины Асланян к проблеме отнесся трепетно: с родителями на протяжении нескольких месяцев проводились встречи. На встречах родителям сообщали, что город заинтересован в сохранении Центра и даже в учреждении среднего звена образования, обещанного школе с 2012 года.
В администрации Центрального района говорят, что ими еще в 2012 году был инициирован вопрос о выделении учреждению здания с бассейном на 280 мест вместо трех на Лиговском проспекте. Однако комитет по строительству на основании заключения КГИОП решил, что разумнее провести капитальный ремонт, а не переселять школу. Для этого в 2014 году было выделено порядка 1, 2 млн. рублей. Администрация заявляет, что прорабатывает вопрос реконструкции зданий с участием инвесторов. На наш вопрос «Кто эти инвесторы?» ответа не последовало.
Тревожные звоночки
Тем временем, по словам Демьянчук, «сегодня финансирование почти сведено к нулю». Это еще один тревожный знак, который наводит родителей на мысль о возможном закрытии. В 2015 году на текущий ремонт было выделено чуть больше 30 тысяч рублей, а на оборудование – 59 тысяч. «Многое в нашей школе приобретено благодаря средствам родителей», – делится директор. «По-моему, вместо того, чтобы проводить дорогостоящую экспертизу на капремонт, лучше бы эти же деньги выделили на ремонт», – добавляет замдиректора.
Директор рассказывает, что глава администрации намекала на необходимость сокращения штатной численности педагогов и даже попросила подготовить списки на сокращение. В администрации отрицают: ничего о сокращении сказано не было. Возмущённые учителя в ответ разместили петицию на сайте Change.org, где описали проблемы школы.
Вдобавок набор детей на данный момент приостановлен. Комитет по образованию открещивается: «С этим вопросом не к нам, а в администрацию района. Возможно, набор приостановлен, потому что наполняемость достигла предела».
На запрос «Фонтанки» в пресс-службе администрации Центрального района отреагировали молниеносно: на официальном сайте буквально через 15 минут появилась статья-ответ. Администрация разъясняет, что губернатор Полтавченко дал поручение до 10 мая разработать адресную программу капитального ремонта общеобразовательных учреждений, расположенных в историческом центре города. Администрация, будучи учредителем начальной школы–детского сада № 687, направила в комитет по образованию письмо о включении школы в эту программу.
Летом в одном корпусе планируется косметический ремонт, а вот судьба других зданий решится после проведения очередной экспертизы и утверждения адресной программы.
Но дело в том, что сам факт перемещения в другое место людьми, страдающими аутизмом, переносится очень болезненно. Особенно это касается детей. Педагог начальных классов школы Ярослава Перескокова говорит о своих подопечных: «Им нужна стабильная привычная обстановка. Малейшие изменения места обучения, а уж коллектива особенно, вводят деток в панику». Вот почему и родители, и педагоги так опасаются даже недолгого перевода детей в другие коррекционные школы. «Мы специализируемся на аутистических отклонениях. У нас свои методики. В классе всего по 5 детей, в компании побольше малыши начинают теряться», – объясняет педагог. В классе сколько детей, столько и учителей. С каждым занимаются индивидуально. В простых коррекционных школах такого нет. «Если наших детей расформируют, они утратят все навыки, приобретенные ими с такими усилиями за годы обучения», – поясняет Ярослава Александровна.
Свято место пусто не бывает
Участок, на котором расположились корпуса школы № 687, может привлекать потенциальных инвесторов. Неудивительно, что к нему не первый год проявляется повышенное внимание. Судя по распоряжению комитета по градостроительству и архитектуре от 15.12.2008 года, земля на пересечении Обводного с Лиговским уже являлась предметом интереса со стороны города. По планам, этот участок подлежал межеванию, но с 2014 года распоряжение утратило силу.
Родители подозревают, что земля попала в чьи-то бизнес-интересы. Заместитель директора рассказывает, что в минувшем декабре директор Благотворительного фонда «Емец» Инна Лебедева (учредитель – бизнесмен Анатолий Емец), так прямо и заявила директору школы. «Пообещала, что вскоре нас здесь не будет, – припоминает тот разговор Демьянчук. – Предложила альтернативу в виде предоставления помещения в аренду». Но школа – учреждение государственное. Так какой же смысл договариваться об аренде с директором школы, не являющимся собственником ни зданий, ни участка?
Сама Лебедева, с которой нам удалось связаться, отметает обвинения: «Это клевета. Я не знаю с чего они это взяли. Наш фонд узнал об их бедственном положении и предложил свою помощь. Первая встреча состоялась 4 декабря 2015 года – и совсем скоро, 12 января, последняя. Директор передала мне папку с перечнем нужд учебного заведения. Мы могли бы помочь предоставлением мебели, посуды, учебных пособий. Но вскоре директор резко передумала и отказалась от сотрудничества».
Лариса Демьянчук обосновывает это так: «Мы разорвали отношения после заявления об истинных намерениях фонда». В свою очередь Лебедева объясняет причину разрыва сотрудничества человеческим фактором: «Думаю, у Ларисы Николаевны просто сдали нервы, и она сорвалась на нас. Я очень переживаю и хочу, чтобы школа сохранилась. Ведь место расположения удобное и деткам и родителям».
На нашу просьбу связаться с самим учредителем Фонда Инна Лебедева помедлила и ответила вопросом: «А зачем вам?».
Вдохновляющие обещания
На очередной встрече с родителями председатель комитета по образованию Жанна Воробьева объявила, что школе будет выделено другое здание. Новый адрес родителям не называли, но уверяли, что речь идёт о месте в историческом центре города, рядом с метро. В новой школе будет просторно и удобно: даже четырём сотням учащихся не будет тесно. Прозвучало на встрече и другое, не менее вдохновляющее обещание: детей и педагогов не будут распределять по разным коррекционным школам, коллектив преподавателей сохранится. Родителям объяснили, что подготовка документов займёт весь апрель, поскольку придется изменять Устав учреждения, ведь теперь школа будет принадлежать другому району. Соответственно, у нее сменится и учредитель.
Помимо сохранения коллектива школы, власти согласились на открытие в ней столь необходимого среднего звена. Теперь родителям остаётся дождаться конкретного решения и официальных бумаг, подтверждающих результаты их борьбы. Все обещания были бы радостными, но за последние 2 недели решение о предоставлении нового здания было отменено и вновь восстановлено. Ведь вскоре после встречи в комитете выяснилось, что предполагаемое здание не соответствует требованиям для детей-аутистов.
В конце марта родители получили письмо из комитета по образованию с очередными обещаниями о выделении нового здания до 1 сентября 2016 года. Кроме того, администрация президента заверяет их в том, что вопрос перевода школы в другое здание на постоянную основу решен. Остается дождаться реализации этих намерений.
Бэлла Петрошенко для «Фонтанки.ру»