Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Беспилотники зависли в правовом вакууме

Беспилотники зависли в правовом вакууме

837
Александр Петросян/Интерпресс

Владельцы дронов, авиамоделисты и даже любители воздушных змеев пытаются понять, как им жить дальше после 30 марта. В этот день вступил в силу федеральный закон об обязательной регистрации беспилотников тяжелее 250 граммов.

Где и как должна осуществляться эта регистрация, не знают даже в Минтрансе. Впрочем, не исключено, что владельцы летучих игрушек могут не слишком волноваться — все их полеты, как выяснила «Фонтанка», и раньше были, и остаются в массе своей незаконными. Но штрафы можно пересчитать по пальцам одной руки. Возможно, так и будет, если, конечно, у полицейских не появится строки в статистике – «сбитые летчики».

Новый закон № 462-ФЗ об использовании беспилотников был опубликован 30 декабря 2015 года и вступил в силу спустя 90 дней. Фотографы и авиамоделисты оказались к нему не готовы — их обязали регистрировать свои аппараты и платить за это госпошлину. В качестве бонуса — при госрегистрации борт беспилотника украсят «специальные опознавательные знаки» (пока непонятно, какие именно, может быть, даже герб РФ), а его владелец автоматически получит статус «внешнего пилота». У каждого работоспособного дрона появится собственный «экипаж» и в обязательном порядке «капитан». Отдельной строкой в законе оговаривается, что если беспилотник терпит бедствие, его поиски и спасение — проблема владельца.

По новому закону регистрировать придется все, что летает и при этом весит больше 250 граммов. Формально под это определение попадают не только любимые фотокорами дроны и продукция кружков авиамоделирования, но и детские радиоуправляемые игрушки и даже воздушные змеи. С точки зрения Чикагской конвенции о международной гражданской авиации 1944 года (это основной источник международного воздушного права) змей, парящий на веревочке, — вполне себе воздушное судно тяжелее воздуха, без двигателя.

Процедура регистрации, сумма госпошлины и наказание для нарушителей в законе не прописаны — их устанавливают постановлениями Правительства РФ. Владельцы дронов в профессиональных сообществах пока только гадают, какую пошлину придется платить за свои аппараты. Для сравнения: в настоящий момент госпошлина за регистрацию легкого гражданского воздушного судна составляет 2,5 тысячи рублей.

В феврале 2016 года в Интернете появился проект постановления, подготовленный Минтрансом. В нем говорится, что для регистрации «беспилотного воздушного средства» нужно собрать целую пачку бумаг, в том числе документ, подтверждающий покупку беспилотника, а если аппарат — самоделка, то документы, подтверждающие его изготовление, подписанные самим изготовителем. Заниматься регистрацией беспилотников по этому проекту должно ФСБ. Можно только догадываться, в какой восторг пришли в ведомстве, узнав, что к ним выстроится очередь страждущих с самопальными дронами, игрушечными вертолетиками и аппаратами типа «летающая фея». Но постановление так и не вступило в силу.

Сегодня в Росавиации кивают на Минтранс РФ, а Минтранс норовит переадресовать журналистов обратно в Росавиацию. На запрос «Фонтанки» из министерства пришел дежурный ответ: «Минтранс России готовит нормативно-правовые акты в развитие этого закона, который позволит создать условия для развития полетов беспилотной авиации». В пресс-службе Минтранса на все уточняющие вопросы отвечают: «Добавить нам нечего».

Пока же в среде владельцев дронов распространяется рецепт, как защититься от возможных притязаний со стороны правоохранительных органов. «Есть информация, что надо обратиться в Росавиацию с просьбой зарегистрировать беспилотник, полученный отказ будет иметь юридическую силу в суде, если вас оштрафуют за неисполнение нового закона, – говорит петербургский фотограф Александр Петросян. – Но сам я этого не делал — непонятно, куда именно направлять запрос».

Фотограф Игорь Пушной использует дрон для съемок городских пейзажей несколько раз в неделю. «Скорее всего, с вступлением нового закона в силу ничего не изменится, все как запускали свои летательные аппараты, так и будут запускать, – говорит Игорь Пушной. – У меня за все время использования беспилотника ни разу проблем с правоохранительными органами не было, однажды только на Дворцовой площади сотрудник полиции поинтересовался, что это такое. Да и то, скорее, из любопытства».

Впрочем, если следовать букве закона, то все без исключения полеты дронов, коптеров и прочих летающих девайсов и раньше были и остаются де-юре незаконными — даже до вступления в силу многострадального № 462-ФЗ.

«Чтобы полет дрона был законным, надо получать разрешение на использование воздушного пространства и подавать план полета в зональный центр Единой системы организации воздушного движения, – рассказал «Фонтанке» директор по маркетингу компании «Геоскан» Андрей Буторин. – Процедура такова: за три дня до вылета в зональный центр подается соответствующее представление, накануне полета вы подтверждаете, что ваш аппарат поднимется в воздух, а после окончания полета по телефону сообщаете, вы окончили работу». В этом случае все другие участники воздушного движения будут знать, что в таком-то месте сегодня работает дрон. Те, кто на каждый полет получают разрешение, узнают первыми, что процесс регистрации беспилотников начался. «Пока механизмы регистрации беспилотников не разработаны, мы работаем, как работали, – говорит Андрей Буторин. – У нас несколько объектов — в Крыму, в Ленобласти, мы осуществляем, в частности, аэрофотосъемку по госзаказу. Но как только зональный центр нам откажет и потребует сертификат на беспилотники, мы начнем юридическую процедуру регистрации. Учет дронов — штука правильная. Идею взяли в США, где все беспилотники давно регистрируются и это занимает в режиме онлайн 15 мин. У нас же повернули так, что под нож может попасть целая отрасль промышленного использования дронов и детские кружки авиамоделирования».

Прецедентов, когда кого-то штрафовали за запуск дрона, в России по пальцам пересчитать. Так, в июле 2014 года житель Красноярска получил штраф в 3 тысячи рублей — он поднял свой мультикоптер в Железнодорожном районе города на высоту 25 метров, и ему быстро объяснили, что в этой зоне пользоваться воздушным пространством можно только с разрешения органов управления воздушным движением. В 2015 году в Воркуте также на 3 тысячи рублей был оштрафован оператор южнокорейского телеканала EBS. Он также не подал заявку на использование воздушного пространства и запустил самодельный дрон в районе аэродрома. В 2015 году в Сыктывкаре оштрафовали владельца пиццерии, который доставил заказчикам шесть коробок с пиццей на общую сумму 3270 рублей с помощью беспилотника. Власти сочли, что для таких фокусов нужна лицензия на грузоперевозку по воздуху и план полета. Штраф за нарушение составил 50 тысяч рублей.

Венера Галеева, "Фонтанка.ру"

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях