Общество Недоступные госуслуги

Недоступные госуслуги

714
Сергей Коньков/ДП | www.fontanka.ruСергей Коньков/ДП | www.fontanka.ru
Сергей Коньков/ДП

Все госуслуги будут доступны в электронном виде только к июлю следующего года – такое решение 26 марта приняло правительство России. Но даже существующие через единый портал могут заказывать только чуть больше половины из 25 млн зарегистрированных пользователей, а получить их без личной встречи с чиновниками вряд ли удастся.

Амбициозные планы правительства России предусматривают, что уже через два года 70 процентов госуслуг граждане будут получать в электронном виде. В первую очередь – оформлять внутрироссийские и загранпаспорта, регистрироваться по месту жительства и пребывания, записываться на прием к врачу, отправлять налоговые декларации, регистрировать бизнес и недвижимость, записывать детей в детсады и школы и многое другое. Пока же чиновники вынуждены признать, что даже эти самые востребованные услуги через Интернет так и не реализованы.

Бессмысленная простота

Чтобы воспользоваться порталом, в первую очередь нужно зарегистрироваться. Почти три года назад глава правительства России, не сумев самостоятельно воспользоваться этой процедурой, потребовал ее упростить: «Я сейчас открыл наш сайт госуслуг – регистрация слишком сложная. Обычный человек вообще фиг разберется, извините за выражение. Нужно это упростить, иначе это не превратится в нормальный сервис», – заявил Дмитрий Медведев.

Чиновники исполнили указание премьер-министра. Теперь для получения доступа достаточно указать фамилию и имя, а также номер мобильного телефона или электронной почты (можно даже чуждый Gmail). После ввода полученного в виде SMS кода или ссылки из электронного письма пользователю открывается «личный кабинет».

По данным Минкомсвязи, такую «упрощенную» учетную запись имеют почти 22 процента от общего числа зарегистрированных пользователей. Но их возможности сильно ограничены – через сайт они могут заказать около двух десятков госуслуг, большинство из которых вряд ли заинтересуют обычных россиян (оформление дубликата лицензии на осуществление фармацевтической деятельности в сфере ветеринарии, получение сведений из государственного реестра кадастровых инженеров и другие). Самой популярной и доступной для «упрощенщиков» услугой можно считать подачу заявки на замену водительского удостоверения и получение информации о начисленных ГИБДД штрафах.

В то же время с помощью полученного на федеральном портале логина и пароля (то есть просто электронной подписи в Единой системе идентификации и аутентификации – ЕСИА) можно зайти на петербургский сайт госуслуг (gu.spb.ru) и, например, записаться на прием к врачу. Хотя воспользоваться этим, безусловно, востребованным сервисом журналисту «Фонтанки» не удалось: после повторного ввода реквизитов система выдала список доступных поликлиник и врачей-специалистов, но ни у одного из них не оказалось талонов. Причем не на конкретную дату, а вообще на необозримое будущее. В регистратуре самого учреждения здравоохранения рекомендовали повторить попытку через две недели...

Виртуальный автограф

Для регистрации так называемой стандартной учетной записи на федеральном портале потребуется ввести свои паспортные данные и номер пенсионной страховки (СНИЛС). Такой возможностью воспользовалось еще более 5 млн человек (плюс 22 процента общего числа зарегистрировавшихся). После этого пользователь может, в частности, запрашивать сведения о наличии налоговой задолженности.

Третий этап – получение подтвержденного статуса или неквалифицированной усиленной электронной подписи. Для этого потребуется пройти процедуру аутентификации. В Санкт-Петербурге необходимо с паспортом, номером СНИЛС и ИНН обратиться в любой многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) или в уполномоченные офисы банка «Открытие». Не желающие лично встречаться с чиновниками или банкирами, а также жители удаленных населенных пунктов могут через тот же сайт попросить выслать им заказное письмо с кодом, необходимым для подтверждения своей личности.

В круге первом

Для стимулирования использования гражданами интернет-сервисов в июле 2014 года были приняты специальные поправки в Налоговый кодекс РФ, позволяющие при получении госуслуг в электронной форме оплачивать госпошлину со скидкой в 30 процентов. То есть технологически продвинутым россиянам предлагалось оформлять внутрироссийский паспорт всего за 210 рублей, заграничный нового поколения – за 2450 и так далее.

Однако спустя полтора года чиновники вынуждены были признать, что воспользоваться этой льготой практически невозможно: «В настоящее время наиболее востребованные государственные услуги (например выдача документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, свидетельства о заключении брака), которые могут совершаться с использованием Единого портала, не предусматривают получение результата совершения таких услуг в электронной форме», – констатировали в Минфине.

На самом деле большинство сервисов действительно позволяют лишь заказать необходимый документ, а точнее – занять место в очереди. Например, желающий оформить тот же загранпаспорт нового поколения может на сайте лишь заполнить заявление и приложить электронную фотографию. В назначенное время необходимо явиться в офис Федеральной миграционной службы, предъявить оригинальные документы (паспорт, военный билет и иные), сфотографироваться с помощью специального аппарата и выполнить иные необходимые процедуры. То есть в любом случае придется дважды лично «встретиться» с чиновниками – так же, как если бы гражданин вообще не обращался к электронным сервисам.

Примечательно, что полностью перейти на подачу документов в электронном виде даже не планируется. Утвержденные правительством России требования допускают, что в установленных нормативными актами случаях ведомства вправе требовать повторного предоставления отправленных через Интернет документов на бумажном носителе.

Фискальная самостийность

Декларируемая концепция Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА) предполагает доступ пользователей ко всем государственным информационным системам без необходимости повторной регистрации на основе единых идентификационных параметров (электронной подписи).

Но на практике это не реализовано. Так, желающие получать государственные услуги и иные сервисы в электронном виде компании должны приобрести порой до десяти ключей электронной подписи, в том числе отдельные для сдачи электронной отчетности (обязательно для организаций, в которых работают хотя бы 15 человек), Росреестра, Росалкогольрегулирования, Рослесхоза, ГИС ЖКХ, внесения записей в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц и многие другие. Каждая такая подпись стоит от 2 до 7 тысяч рублей.

Отдельно зарегистрироваться и открыть «личный кабинет» частным лицам предлагает Федеральная налоговая служба. С помощью такого сервиса граждане могут отправить налоговую декларацию (многие обязаны это сделать не позднее 4 мая), а также узнать о начислениях налогов их работодателями (сведения за 2015 год обновятся в середине мая). Для регистрации на сайте фискального ведомства необходимо обратиться в любую налоговую инспекцию.

Павел Нетупский

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях
ТОП 5