Правительство Петербурга готово освободить на 3 года от транспортного налога тех, кто купит в 2016 году отечественный автомобиль.
О том, что Смольный готовит налоговые льготы для рядовых автовладельцев, рассказала глава комитета по экономической политике Елена Ульянова. Выступая на заседании городского правительства 29 марта, она пообещала целый букет позитивных последствий: стимулирование спроса, поддержка производителей, сохранение рабочих мест.
Суть смольнинской инновации следующая. Все, кто купит в 2016 году автомобиль, смогут не платить транспортный налог в течение трех лет. Приобрести машину и зарегистрировать ее нужно обязательно в Петербурге. Льгота распространяется только на отечественные автомобили, но под словом «отечественный» понимается не только Lada: машина просто должна быть произведена в России, на одном из многочисленных автомобильных заводов.
В 2000-е годы на фоне потребительского бума многие известные автоконцерны открыли собственные предприятия в нашей стране. По сути, из крупных мировых автогигантов так и не решился запустить свой конвейер в России только Mercedes. Зато в Петербурге работают заводы Nissan, Toyota, Hyindai, в Ленинградской области – Ford. В Калуге имеют филиалы Volkswagen, Skoda, Volvo, в Калининграде – BWM и KIA. Хотя нужно понимать, что в нашей стране производятся далеко не все марки: например, в Петербурге на заводе Toyota делают Camry, а вот Corolla дилеры импортируют.
Как объяснила «Фонтанке» Елена Ульянова, льгота будет распространяться только на новые автомобили: тем, кто купит машину на вторичном рынке, не стоит рассчитывать на освобождение от транспортного налога. Более того – далеко не все новые авто будут подпадать под условия программы. Обязательное условие: модель должна быть произведена в 2016 году.
«Мы не только спрос хотим стимулировать, нам важно и увеличение производства», – говорит глава комитета по экономической политике.
Срок действия программы может поменяться. Это связано с тем, что для запуска льготной системы Смольному потребуется одобрение Законодательного собрания.
«Мы должны успеть все сделать в весеннюю сессию, потом уже будет поздно», – говорит Ульянова.
При этом в итоговом варианте законопроекта может быть прописано, что, например, льгота действует в отношении всех сделок 2016 года – даже тех, что были заключены до его принятия. Другой вариант: программу могут продлить и на 2017 год. Например, с мая 2016-го по май 2017-го.
Стоит ли ожидать очередь в автосалоны после принятия законопроекта о налоговой льготе? По данным «Фонтанки», в Смольном производили лишь самые примерные расчеты, насколько эта инициатива может быть популярной.
«Тут все зависит от дилеров – насколько они будут использовать эту норму для привлечения покупателей. Мы прекрасно понимаем, что льгота вряд ли подтолкнет к покупке тех, кто не собирался менять или приобретать автомобиль. А вот для тех, кто колебался и думал, это может быть одним из стимулов», – говорит глава комитета по экономической политике Елена Ульянова.
Как известно, транспортный налог привязан к мощности двигателя, поэтому, как отмечают и эксперты, и блогеры, данная льгота может быть популярна в основном среди владельцев авто, умеющих бегать быстрее лошади в 250 раз. Ведь если мощность двигателя превышает 250 л.с., то ставка налога сразу растет в два раза – до 150 рублей за 1 л.с.
Например, максимальная мощность популярного в народе Hyindai Solaris составляет 123 л.с. При действующих в Петербурге ставках плата составит 4300 рублей. Таким образом, в течение трех лет гражданин сэкономит около 13 тысяч рублей. При этом за сам автомобиль он отдаст минимум 550 тысяч. А вот за Toyota Land Cruiser в 309 л.с. придется платить почти 70 тысяч рублей в год, или свыше 200 тысяч за три года. Экономия уже более существенная.
При этом город может столкнуться с падением поступлений по транспортному налогу. В соответствии с бюджетом на 2016 год, по этой статье придет 10,6 млрд рублей. По оценке директора агентства «Auto-Dealer-СПб» Михаила Чаплыгина, в 2015 году в нашем городе было продано 90 тысяч автомобилей, произведенных в России. Из них около 70 тысяч зарегистрировали в Петербурге. При средней ставке транспортного налога в 5 – 7 тысяч рублей потери казны могут составить от 350 до 500 млн рублей. Но это произойдет уже в 2017 году, когда будет платиться налог за 2016-й.
В теории эти потери может перекрыть увеличение поступлений по налогу на прибыль от автозаводов и дилеров. Вопросв том, заинтересует ли покупателей предложенная льгота.
Андрей Захаров, «Фонтанка.ру»
На данный момент в России, в частности, производятся автомобили:
Ford (модели Focus и Mondeo – на заводе во Всеволожске, Eco Sport, Fiesta – в Набережных Челнах, Explorer, Kuga – в Елабуге);
Hyundai (Solaris на заводе в Петербурге);
Kia (модель Rio – на заводе в Петербурге, Sorento, Mohave, Optima – в Калининграде);
Nissan (модели Qashqai, X-Trail, Murano, Pathfinder – на заводе в Петербурге, Almera — в Тольятти),
Toyota (модель Camry – на заводе в Петербурге);
Mitsubishi (модели Outlander и Pajero Sport на заводе в Калуге),
Peugeot (модель 408 – на заводе в Калуге);
Citroen (модель C4 – на заводе в Калуге),
Volkswagen (модели Polo, Tiguan – на заводе в Калуге, Jetta – в Нижнем Новгороде);
Skoda (модель Rapid – на заводе в Калуге, Yeti и Octavia – в Нижнем Новгороде);
BMW (модели X1, X3, X5, X6, а также 3, 5, 7 – в Калининграде);
Renault (модели Sandero и Logan – в Тольятти, Megane, Duster, Fluence — в Москве) и др.
В 2015 году автозаводы Петербурга выпустили 300 тысяч автомобилей, падение по сравнению с 2014 годом составило 15%. Продажи просели на 35% (124 тысячи штук). В феврале-марте 2016-го продажи начали расти, но о восстановлении рынка, по мнению экспертов, говорить нельзя.