Объемы продаж петербургских автосалонов, последний год сокращавшиеся двузначными темпами, резко затормозили падение. Однако это – не свидетельство восстановления рынка. Примерно трети брендов удалось увеличить продажи на падающем рынке – но зачастую лишь ценой потери прибыли.
Продажи новых машин в петербургских автосалонах в марте 2016 года сократятся не более чем на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, прогнозируют эксперты агентства «Auto-Dealer-СПб» на основании данных участников рынка. Это хуже февральских показателей (-5%), но все же намного лучше предыдущих месяцев. Для сравнения, за весь 2015 год снижение составило 35%, в январе 2016 года по сравнению с январем 2015 года – 22%.
Растут, но не все
Из десятки самых продаваемых машин (Hyundai, Lada, KIA, Renault, VW, Ford, Mercedes, Skoda, Toyota, Nissan) наиболее быстрые темпы восстановления демонстрирует продукция Ford. Так, по данным «Auto-Dealer-СПб», в феврале в Северной столице было продано 613 машин этой марки, что почти в три раза больше, чем за аналогичный период 2015 года.
По словам участников рынка, в марте тенденция продолжилась. «Итогов за полный месяц пока нет, но по прошедшим неделям мы определенно видим рост. Наблюдается даже легкий дефицит – клиентов впервые больше, чем машин», – радуется генеральный директор «Аларм Моторс» Борис Мухин.
Впрочем, по его словам, положительную динамику в основном обеспечил эффект низкой базы: то есть на фоне сильного спада в прошлом году показатели этого смотрятся более выигрышно. «Из-за резкого подорожания продукции Ford продажи в феврале – марте были почти нулевые. Но сейчас люди адаптировались к новой стоимости, понимая, что автомобиль стоит все равно дешевле, чем в Европе», – пояснил топ-менеджер.
Рост продаж Ford в этом году видят и в холдинге «Максимум». Однако, по словам директора по маркетингу Александра Эрнезакса, в марте по сравнению с февралем темпы замедлились примерно на 30%. «Не могу сказать, что есть какой-то гигантский скачок спроса», – комментирует он. По данным «Auto-Dealer-СПб», из ТОП-10 марок рост в феврале продемонстрировали также Hyundai (на 49%, до 1012 машин), Toyota (на 41%, до 470 машин) и Lada (на 10%, до 760 машин).
По словам дилеров, их динамика не во всем совпадает с оценками аналитиков. К примеру, «Максимум» в феврале продал столько же, сколько в прошлом году. «Но в марте динамика, действительно, получше», – соглашается Александр Эрнезакс. Впрочем, продажи могут расти за счет экспансии: Hyundai одна из немногих открывала в прошлом году новые дилерские центры в Северной столице.
Что касается Toyota, то продажи ей обеспечила главным образом не локализованная в Петербурге Camry, а модель RAV4, а вот АвтоВАЗу в первую очередь помог выход на рынок новой модели X-ray, комментирует руководитель «Auto-Dealer-СПб» Михаил Чаплыгин. «В марте рост этих марок, по предварительным данным, продолжился, хотя и был более сдержанным, чем в феврале», – отмечает эксперт.
Впрочем, удача сопутствует не всем локализованным игрокам. К примеру, спад продаж Nissan составил 54% в феврале (до 435 машин), лишь незначительно замедлившись по сравнению с 2015 годом. Однако, по мнению экспертов, эта ситуация временная. «Петербургский завод Nissan – единственный, кто нарастил объемы в прошлом году, и в целом по стране у X-Trail и Qashqai хорошая динамика. В Петербурге спрос на эту марку всегда был волнообразным. Думаю, что в мае – июне продажи могут снова пойти в рост», – говорит эксперт.
Продолжают падать прошлогодними темпами (-16%, до 829 машин) продажи KIA (на заводе Hyundai выпускается модель Rio. – Прим. ред.). Причем, по словам дилеров, и такой показатель удается обеспечивать исключительно за счет демпинга некоторых игроков. «В марте мы просели по продажам на 40% к прошлому году и на 10% к февралю, зато остались при своих по прибыли. Другие предпочитают стимулировать спрос скидками, работая при этом в минус», – подчеркивает директор по продажам «Монком-авто» (центр «Пандора») Олег Шеховцов.
Плюс – любой ценой
Восстановление спроса на нелокализованные марки пока заметно в самом дорогом и самом дешевом сегментах.
Так, дилеры Lexus, по данным «Auto-Dealer-СПб», в феврале 2016 года продали 80 машин, тогда как за тот же период прошлого года всего 46, Infiniti – 38 против 22, Cadillac – 9 против двух.
«Можно ожидать, что тенденция продолжится. В кризис состоятельные люди инвестируют в том числе в дорогие машины», – считает Михаил Чаплыгин.
Массовый же покупатель все чаще отдает предпочтение самому бюджетному сегменту: к примеру, объемы реализации китайской Lifan выросли в 1,8 раза – с 42 до 77 штук за февраль.
Другим брендам отыграть позиции удается за счет щедрости импортеров. К примеру, продажи Suzuki выросли в семь раз по сравнению с февралем 2015 года – с 15 до 110. «В марте спрос тоже очень хороший, потому что дистрибьютор держит очень привлекательные цены – скорее всего, себе в убыток», – отмечает Александр Эрнезакс.
Впрочем, такие результаты можно считать достижением только на фоне прошлогоднего провала. «В феврале – марте 2015 года из-за проблем с поставками продаж почти не было. Сейчас мы видим рост обращений клиентов, но это связано с тем, что люди ищут, где дешевле, и чаще звонят дилерам. Каждая продажа – это ожесточенный торг. Восстановлением спроса я бы это не назвал», – резюмирует руководитель группы «Феникс» Вячеслав Жигалов.
Что касается среднего сегмента, то ждать восстановления, по мнению топ-менеджера, не стоит. «Хорошо, если по итогам года удастся остаться на уровне 2015-го», – заключает он.
Компенсировать снижение продаж новых машин дилеры намерены за счет работы на вторичном рынке. Так, «Аксель Груп» в 2016 году намерена увеличить долю б/у автомобилей в своей выручке с 45% до 55%. У «Максимума» на подержанные авто сейчас приходится 40% продаж, но в этом году этот показатель может достигнуть 60%.