20 марта 1888 года состоялось первое публичное выступление «Кружка любителей игры на балалайках», который со временем стал Академическим русским народным оркестром имени Андреева. Именно после этого выступления началась в России волна моды на балалаечную игру и балалайка стала восприниматься как символ России. То есть этому символу — меньше 130 лет.
Как ни странно, популярность балалайки тесно связана с вкусами просвещённой столичной публики. В то время расцветал процесс так называемого «национального пробуждения», который охватил практически все страны Восточной Европы. Это культурно-национальное явление развивалось в Финляндии и в прибалтийских губерниях, в Польше, Малороссии, на Кавказе, в Чехии и Румынии, на Балканах. Естественно, что оно затронуло и Великороссию.
Мотором этого движения была развивающаяся национальная интеллигенция, которая искала свои исторические корни и особенности. Это касалось в числе прочего и поисков самобытных музыкальных традиций и инструментов. Одним из таких инструментов, известных ещё с допетровской эпохи, и была балалайка, или балабайка.
Правда, внешний вид и звук инструмента был мало похож на то, что мы слышим сейчас... Еще в середине 19-го века на грифе инструмента было всего пять ладов, которые делались из воловьих жил. Струны настраивались по-разному, а сам инструмент делался из любого подручного материала, вследствие чего звучал он достаточно глухо.
Именно музыкант Василий Андреев с товарищами в начале 80-х годов и занялся модернизацией как самого инструмента, так и созданием произведений для него. Был создан целый ряд балалаек — от маленькой примы до огромного баса. И когда его кружок показал публике свою игру на новых инструментах, публика была в шоке. Это было уже не треньканье на одной струне, а могучий вал звуков...
В последующие годы Андреев со своим оркестром совершил триумфальные гастроли по Европе, был награждён российскими орденами и стал кавалером ордена Почетного легиона. С годами балалаечники обнаружили, что этот инструмент, благодаря своему особому звучанию, отлично вписывается как в классические, так и в современные музыкальные произведения.
Главное – он и его последователи за какие-то полтора десятилетия создали потрясающий имидж своему детищу и сделали народную музыку массовым увлечением просвещённых людей России.