Петербургское импортозамещение, судя по всему, идет настолько успешно, что мы уже можем начать поставки на экспорт. По крайней мере его Центр уже найден.
Расческа для вычесывания вшей, рыбий жир из норвежского лосося, мототехника с японскими двигателями и другие товары, которые петербургский малый и средний бизнес намерен поставлять на внешние рынки, были представлены 14 марта в смольнинском Центре поддержки экспорта.
14 марта при петербургском Центре импортозамещения в присутствии вице-губернатора Сергея Мовчана был торжественно открыт Центр поддержки экспорта. Корреспондент «Фонтанки» прогулялся по выставке и узнал, с помощью какой продукции наши предприятия намерены завоевывать зарубежные рынки.
Экспозицию, занимающую небольшое пространство на втором этаже четвертого павильона «Ленэкспо», открывает стенд машиностроения. Он представляет собой витрину, на которой выложены образцы металлической детали с надписями «до» и «после». Однако неискушенному в механике посетителю сложно оценить, к чему именно относятся данные определения – после того, как мимо него прошла делегация из Смольного, представитель стенда таинственным образом исчез. Из оставленных брошюр удалось выяснить, что, к примеру, компания «Красный октябрь — Нева» под грифом «Сделано в Петербурге» представляет мототехнику с двигателями Subaru, Honda, Briggs&Stratton.
Ни одной живой души не оказалось и у фармацевтического стенда. Зато продукция представлена наглядно: целую полку стеллажа занимает рыбий жир от компании Mirrolla. В каталоге указывается, что жир сделан не из чего-нибудь, а из норвежского лосося!
Впрочем, есть в линейке и жир алтайского барсука, а также широкий ассортимент репейного масла (с ламинарией, маслом жожоба и даже красным перцем), средства от храпа «Доктор Храп'экс» и расческа для вычесывания вшей с лупой.
Рядом представлено диетическое питание. К примеру, безглютеновые батончики «Губка Боб Квадратные Штаны».
На стенде информационных технологий и электроники – система оповещения на транспорте для людей с инвалидностью по зрению и пенсионеров, разработанная компанией «Спецтехноприбор». С ее помощью информация о маршруте и остановках каждого подъезжающего троллейбуса транслируется при помощи радиосигнала на специальный брелок, который озвучивает информацию для плохо видящего пассажира. «Мы хотим вывести ее на экспорт, потому что она уникальна, в других странах мы аналогов не встречали», – делится планами Александр Гиманов, заместитель директора проекта «Говорящий город». В нашем городе, по его словам, системой оснащены уже все составы "Горэлектротранса". Однако принимать сигнал почти некому – брелоки выдали только 200 пассажирам, инвалидам по зрению.
Накормить своей продукцией жителей других стран готова компания «Цензор вкуса». «Мы начинали как столовая, а теперь открыли свое производство. Делаем тушенку, супы, морсы», – делится управляющий Юрий Попов. Впрочем, по его словам, снабжать этой продукцией он будет своих же соотечественников, которые приедут отдохнуть на чужбину и заскучают по родным продуктам.
«Например, я думаю, на Кипре наши морсы были бы востребованы», – рассуждает он. Только вот продавать бутылочку он намерен не за 76 рублей, как здесь, а за три евро. «Чем хорош экспорт, так это более высокой рентабельностью», – рассуждает бизнесмен.
Представители стенда легкой промышленности тоже уверены, что их товар обречен на успех, поскольку является «более конкурентоспособным». «Не надо защищаться от импорта, надо со своим продуктом выходить. Уверен, наша продукция будет востребована. Где вы в Европе купите кожаную сумку ручной работы за 170 евро? Нигде», – говорит Александр Иванов, представитель дизайнерского бренда «Любовь Кургузова», демонстрируя сумку с аппликацией в виде православного собора. Впрочем, по его словам, для производства сумок используется итальянская и испанская кожа, а цена изделия при поставках на внешние рынки вырастет. «Кто заплатит за маркетинг и логистику? Конечно, потребитель», – говорит он.
Дизайнер бренда Distudio Евгения Щербинина признается, что компания не помышляла об экспорте, пока представители Центра поддержки не предложили ей принять участие в экспозиции. Хотя компания также производит свои изделия из импортных тканей, она уверена, что все же сможет сделать европейцам более выгодное предложение, чем их местные дизайнеры.
Но все-таки без импортозамещения экспорт вряд ли сможет быть рентабельным, считает представитель стенда полимерных материалов Александр Тчанников. «Мы ведем переговоры о том, чтобы поставлять рафты и байдарки в Англию и Черногорию, спрос есть, но пока это для нас не так экономически выгодно, как хотелось бы. Поэтому первоочередная цель для нас – здесь найти российского поставщика сырья», – отмечает он.
На экспорт идут не от хорошей жизни. «Мы разработали уникальную технологию по защите бетонных конструкций от воды. Но российские компании из-за кризиса сильно оптимизируют расходы, предпочитают купить подешевле, даже если через 3-4 года надо будет менять», – рассказывает директор по производству завода «Гидрополимер» Игорь Бузинов. По его мнению, помешанные на экологии европейцы должны лучше оценить достоинства продукции. «Но в нашем случае просто взять и поставить нельзя, надо чтобы материал попал в проект. Мы рассчитываем, что Центр поддержки экспорта поможет нам познакомиться с потребителем», – говорит он.
Выход на новые рынки – это большие затраты, соглашается менеджер компании «Ингредиенты развития» Андрей Разводов. Только участие в выставках, без которых невозможно продвижение своей продукции, может потребовать «несколько десятков тысяч евро». «Если бы город предложил нам принять участие в коллективном стенде, это было бы ценно», – говорит он. Инвестировать такие средства самостоятельно небольшие предприятия не рискуют, тем более что налаженные связи можно в любой момент потерять. Так, из-за обострения ситуации с Турцией, «Ингредиенты вкуса» лишились одного из экспортных рынков.
Цель Центра поддержки экспорта — именно стать системой единого окна для тех предприятий, которые хотят вывести свою продукцию на внешние рынки, оказывая им консультационную и юридическую поддержку, рассказал в ходе торжественного открытия Сергей Мовчан.
Ранее, выступая на форуме Autoinvest, чиновник также посулил и денежную поддержку — в частности, субсидирование выставочной деятельности, затрат на логистику и сертификацию. Однако пока Смольный, судя по всему, не очень представляет, кого именно поддерживать. Так, по словам Сергея Мовчана, еще одна задача центра – «выявить тех, кто вообще собирается экспортировать, и сделать так, чтобы они появлялись».
На данный момент в базе Центра поддержки экспорта около 50 потенциальных экспортеров, рассказал сегодня глава комитета потребительского рынка Эльгиз Качаев. Хотя месяцем ранее глава комитета по промышленной политике и инновациям Максим Мейксин сообщал, что Смольный насчитал около 200 таких компаний.
Впрочем, как уточнил Эльгиз Качаев, в статистике центра в основном учтен малый и средний бизнес, которому он собирается помогать. «Есть еще крупные, но они, как правило, в поддержке не нуждаются», — сказал он.
Галина Бояркова,
«Фонтанка.ру»