На полигоне "Красный Бор" прорвало дамбу, заграждающую стоки токсичной воды в ближайший ручей. Но в Смольном тревогу экологов приняли за аппаратные игры и предвыборный пиар.
Ночью с 10 на 11 марта на полигоне "Красный Бор" произошел прорыв заграждающей дамбы. Он был ликвидирован, но токсичные стоки попали в Неву, сообщили экологи. В Смольном утверждают – никакой опасности для горожан нет, в канале была только талая вода. Но контрольные пробы воды до дамбы и после никто из побывавших там сегодня с инспекцией взять не удосужился.
Нештатная ситуация произошла 10 марта, около 22:30. Этот факт "Фонтанке" подтвердил бывший директор полигона Виктор Колядов. Он был уволен 4 марта, но все еще ведет передачу дел своему первому заместителю Алексею Трутневу.
"Сотрудники вели круглосуточное дежурство. Около 22:30 мне поступил сигнал о прорыве. Я сообщил о происшествии в комитет по природопользованию и предложил уведомить о случившемся прокуратуру и СМИ. Мне было поручено устранить прорыв как можно скорее", – рассказал Виктор Колядов.
По его словам, в течение часа вытекание было остановлено. Однако токсичная вода вылилась за пределы полигона.
Вокруг опасного полигона "Красный Бор" проложен дренажный обводный канал, в него стекает талая вода с полигона и окружающих территорий, – объясняет диспозицию глава инициативной группы по экологической безопасности СПб и ЛО Виктория Маркова. Канал через систему дренажа сообщается с магистральным, впадающим в ручей Большой Ижорец. Но осенью прошлого года между двумя каналами была построена насыпь – дамба, не позволяющая воде просачиваться в ручей.
Вода стала выходить из берегов, и эту дамбу размыло и прорвало. За час, пока ЧС устраняла аварийная бригада, уровень в канале понизился на 30 см.
"По инициативе Колядова на полигоне была создана круглосуточная аварийная бригада, а об уровне воды в канале и в картах ему докладывают каждые два часа. Если бы не это, к утру все стоки из канала попали бы в Большой Ижорец", – говорит Маркова. Это может быть опасно для горожан – по системе водотоков Большой Ижорец сообщается с Невой, где, как известно, стоят городские водозаборы.
Тем не менее, как выяснилось, в Водоканале о произошедшем 10 марта ничего не знали. Хотя и сообщили: угрозы питьевому водоснабжению в Петербурге нет. "Система водоподготовки, существующая в городе, гарантирует безопасность питьевой воды, поступающей в квартиры петербуржцев", – в очередной раз заверили "Фонтанку" сегодня в пресс-службе предприятия. К тому же, после появившейся в начале февраля информации о возможной утечке ядовитых отходов с полигона, контроль специфических веществ на всех водозаборах города усилен.
Росприроднадзор о случившемся тоже услышал впервые после набата экологов. Сотрудники ведомства выехали на полигон днем 12 марта. "В данный момент сброс воды в магистральный канал не зафиксирован", – рассказали в пресс-службе организации.
Объяснение молчания простое – в комитете по природопользованию ситуацию на "Красном Бору" не считают чрезвычайной. "Экологи и журналисты запугивают горожан", – считают в Смольном. Никакой опасности "Красный Бор" не представляет. Ситуация на полигоне – штатная, говорит глава комитета по природопользованию Игорь Григорьев.
Протечка в дамбе была, признает он. Но она поток зараженных вод не регулирует. К тому же, эта самая дамба находится за территорией полигона, заявил "Фонтанке" Григорьев.
"На территории полигона никаких протечек нет. Стоки вытекают только через очистные сооружения, они работают в штатном режиме. Вообще никаких проблем нет", – говорит он.
По его данным, уровень воды до верха обводного канала сейчас составляет около 18 см, в картах – до высоты обваловки более метра. А причины шумихи, поднятой экологами, он видит в обидах уволенного Виктора Колядова и... приближающихся выборах.
– По мнению экологов, до прихода Колядова вода с полигона сбрасывалась в ручей Большой Ижорец. Это правда? – спросила "Фонтанка".
– Это ложь. Нет, конечно. В какой Ижорец, в какую Неву? Мы будем подавать на них иски за клевету.
Если бы, чисто гипотетически, часть воды и уходила в ручей, в этом нет большой беды для горожан, считают в комитете. Водообмен Невы составляет 2,5 тысячи кубометров в секунду. И даже небольшое попадание токсичных стоков останется незаметным.
Считает ситуацию безопасной и нынешний директор полигона Алексей Трутнев. "99,9% воды в обводном канале собирается от таяния снега. Эта талая вода и размыла дамбу. Никакой опасности в данной ситуации нет", – рассказал он.
Экологи готовы поспорить. Вода, попадающая с "Красного Бора" в магистральный канал, токсична, говорит Виктория Маркова. В феврале этого года Росприроднадзор проводил проверку допустимой концентрации вредных веществ в нем. Показатели были превышены в разы.
Маркова опасается, что с уходом Виктора Колядова полигон станет еще опасней для горожан. К его заслугам она относит запуск очистных сооружений, создание дежурной бригады, круглосуточно следящей за состоянием карт, и прекращение сбросов токсичных отходов в магистральный канал.
"Площадь открытого зеркала карт – около 5,9 га. Ежегодно из-за осадков в них поступает более 20 тысяч тонн воды. Из-за отсутствия оборудования для понижения уровня отходов стоки полигона сбрасывались в ручей. Мы это фиксировали. Колядов отказался это делать", – говорит она.
В конце января Виктор Колядов предложил ввести чрезвычайное положение на полигоне – из-за теплой погоды токсичная вода выливалась из карт за его территорию. Информация о ситуации просочилась в СМИ. 4 марта Колядов написал заявление об уходе с поста директора полигона по собственному желанию.
Антонина Асанова, "Фонтанка.ру"