Петербуржцы потратили на так называемые «гендерные» праздники больше, чем в прошлом году, хотя и стремились выбирать более дешевые цветы и подарки. Мужчины экономили меньше женщин, но отдавали предпочтение более практичным товарам – посуде и технике для дома.
Длинные мартовские выходные россияне решили провести дома, свидетельствует статистика «Яндекс-Денег». Так, увеличения спроса на авиа- и железнодорожные билеты на 14, 23 февраля и 8 марта платежная система не зафиксировала. Зато потребители заранее позаботились о своём досуге, накупив компьютерных игр и спортивного питания: с конца февраля число онлайн-заказов в этих категориях выросло на 40% по сравнению с обычными днями.
Отказ от путешествий также компенсировался ростом трат на подарки на 23 Февраля и 8 Марта. Как свидетельствуют данные крупнейших ретейлеров, жители Северной столицы оставили в их кассах больше денег, чем в прошлом году, хотя и стремились совершать траты более рационально.
Мальчикам чехол, девочкам iPhone
«Трендом всего начала 2016 года является еще более рациональный подход к приобретению гаджетов, чем в 2015 году. Мы наблюдали такую тенденцию и в преддверии 14 февраля, и перед 23 Февраля, и 8 Марта, когда приобреталось больше устройств в среднем и бюджетном ценовом сегменте, чем годом ранее», – комментируют в компании «Связной».
Но благодаря тому, что цены по сравнению с прошлым годом выросли, выручка ретейлера в итоге осталась на уровне 2015 года.
Девушки, выбирая подарок, экономили сильнее. Так, на День защитника Отечества самыми популярными товарами стали аксессуары для мобильных телефонов (например, чехлы, защитные стекла, колонки), bluetooth-гарнитуры, внешние аккумуляторы, а также носимая электроника – «умные» часы, браслеты, трекеры.
А вот перед 8 Марта пользовались повышенным спросом почти все типы гаджетов, в том числе смартфоны и планшеты от Apple.
Но на более практичные товары для дома жители Северной столицы потратили гораздо больше, чем в прошлом году.
Так, в магазинах «М.Видео» непосредственно 23 февраля покупатели оставили на 112% больше, чем годом ранее, – то есть увеличили траты более чем в два раза. 7 марта и 8 марта – на 76% и 62% соответственно.
Впрочем, такая динамика может объясняться эффектом низкой базы: год назад после предновогоднего бума из-за резкого падения рубля, траты первого квартала были рекордно низкими. Кроме того, в начале прошлого года продажи дополнительно тормозила недоступность кредитов из-за высокой ключевой ставки. Тем не менее положительная динамика в праздничный период может стать хорошей опорной базой как минимум первого полугодия, считают в «М.Видео».
Оптимизм продавцам внушает и тот факт, что на марки второго эшелона при покупке бытовой техники потребители пока не переходят. Впрочем, итоги праздничных продаж показали смещение предпочтений в сторону наиболее дешевых позиций среди А-брендов, говорит генеральный директор компании «Техносила» Илья Тимченко.
В петербургских магазинах «220 Вольт» количество заказов перед 23 Февраля и 8 Марта выросло примерно одинаково — на 17 и 18% соответственно к среднему показателю последних лет за такой же период. Но если перед 8 Марта средний чек увеличился на 24%, то перед 23 Февраля сократился на 2%. «Прирост заказов был в «недорогих» категориях - аккумуляторные отвертки, автомобильные аксессуары и автохимия, аксессуары для гриля, мелкая бытовая техника, спецодежда», – отмечает руководитель отдела маркетинга «220 Вольт» Иван Кулик. Мужчины же дарили своим дамам преимущественно посуду и бытовую технику.
В «Максидоме» различий между спросом на 23 Февраля и 8 Марта не зафиксировали. «В этом году мы давали двойную скидку по карте постоянного покупателя на все товары в период с 20 февраля по 9 марта», – объясняет член совета директоров Мария Евневич. Сравнение с прошлым годом ретейлер пока не проводил. «Но в целом мы видим, что люди начинают тяготеть к более дешёвым товарам», – комментирует она.
Лучшие друзья – для состоятельных девушек
А вот спрос на ювелирные изделия восстановился преимущественно в дорогом сегменте. «Процент покупок украшений стоимостью от 100 тыс. рублей в 2016 году вырос в 3,5 раза по сравнению с 2015 годом», – говорят в сети «Адамас». При этом общая выручка в предпраздничный период увеличилась всего на 5% к прошлому году, цены примерно на столько же.
Куда лучше заработали в праздники продавцы косметики среднего сегмента. «В марте продажи выросли на 20% к прошлому году», – говорит директор по рознице «Ив Роше» Ольга Моина. По ее словам, такая динамика объясняется увеличением не только цен, но и количества покупок, что позволяет судить о восстановлении спроса.
Однако, потратив больше на подарки, петербуржцы сильно сэкономили на цветах. «Количество заказов было как в прошлом году, но в деньгах мы просели на 30% к прошлому году. Брали в основном тюльпаны — как самое дешевое», – говорит директор интернет-магазина «Цветкофф и Букетофф» Дмитрий Шмин.
Президент «Цветоптторга» Михаил Шварцман также отмечает, что продажи на 8 Марта оказались ниже прошлогодних, хотя точный показатель топ-менеджер назвать затрудняется. По итогам прошлого года рынок в натуральном выражении, по его оценке, сократился в два раза.
На восстановление рынка в 2016 году рассчитывать не приходится, если не произойдет резкое укрепление рубля, считает Дмитрий Шмин. «Товар по-прежнему в основном импортный. Местные цветы по качеству уступают, если берем, то только под акции, зная, что быстро продадим. А вот цену они формируют, ориентируясь на иностранную продукцию, так что разницы нет», – отмечает он.
Галина Бояркова,
«Фонтанка.ру»