Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Авто Как и почему подорожает бензин

Как и почему подорожает бензин

202

Госдума утвердила рост акцизов на бензин в апреле 2016 года. Из-за этого автомобильное топливо подорожает, по разным оценкам, на 5 – 10%. Однако помимо акцизов есть еще причины для подъема цен. На оптовом рынке начало дорожать топливо, а летом ожидается переход на Евро-5. В результате к осени может возникнуть дефицит, считают специалисты.

Депутаты Госдумы приняли в первом чтении проект поправок в 193-ю статью Налогового кодекса, предусматривающих увеличение с 1 апреля 2016 года акцизного сбора с топливных компаний за розничную продажу бензина и дизельного топлива. Как сообщали «Фонтанке» в Минфине, сбор вырастет на 2 рубля за литр бензина (сейчас он составляет 5,6 рубля) и на 1 рубль – за литр дизельного топлива (сейчас 3,4).

Это будет уже второй рост акцизов в 2016 году. С 1 января сбор за тонну бензина Евро-5 уже вырос на 36%, до 7530 рублей (примерно до 5,6 рубля за литр), Евро-4 — на 44%, до 10 500 за тонну (до 7,9 рубля за литр), дизельного топлива — на 20%, до 4150 (до 3,4 рубля за литр).

Предположения о том, насколько вырастут цены на автомобильное топлива, высказываемые экспертами, колеблются в диапазоне от 5 до 10%. Замминистра финансов Максим Орешкин 26 февраля заявил, что в 2016 году цены вырастут на 5% при цене $ 30 за баррель нефти. «То есть при таком сценарии... рост цен на бензин будет меньше, чем общий рост инфляции в стране», — считает чиновник.

Глава «Лукойла» Вагит Алекперов ожидает рост цен на бензин на уровне 10%. «Влияние стоимости нефти абсолютно несущественно для цены бензина», — заявил он в эфире канала «Россия 24». Вице-президент компании Владимир Некрасов пояснял, что из-за роста акцизов с 1 января «Лукойл» потерял 30 млрд рублей, и если не повысить цены в апреле, компания потеряет еще 30 млрд.

Отметим, что распространенное мнение о том, что стоимость бензина при падении нефтяных цен должна также падать, является заблуждением. Дело в том, что мировые цены на нефть формируются за пределами России и зависят от чего угодно, но только не от желаний российского правительства. Цены упали, и наши нефтяные компании стали получать меньше денег от экспорта нефти (для компенсации этих потерь в 2014 – 2015 годах, как считают многие экономисты, и была сделана девальвация рубля).

Стоимость бензина внутри России, таким образом, при падении цен на нефть, наоборот, должна расти: падение экспортных доходов нефтяники частично пытаются возместить за счет роста цен на оптовом рынке бензина России. Рост оптовых цен на автомобильное топливо обычно приводит к росту цен на АЗС.

Как сообщил «Фонтанке» президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олег Ашихмин, цены вырастут примерно так же, как вырастет инфляция, или чуть меньше. По прогнозам правительства, стоимость товаров в стране увеличится в 2016 году на 6 – 10%, а по прогнозам некоторых экономистов (например, Михаила Делягина) — на 15 – 20%.

По его словам, увеличение акцизных сборов топливные компании однозначно переложат на конечных потребителей. «Однако резких скачков не будет, цена будет расти равномерно на протяжении всего года. Объемов топлива сейчас хватает — 2,1 млн тонн бензинов и 700 – 800 тыс. тонн дизеля. Кроме того, потребление снизилось, заводы увеличили объемы производства, поэтому дефицита нет», — считает Ашихмин.

Однако некоторые участники топливного рынка иначе смотрят на ситуацию. По словам собеседника «Фонтанки», запасы топлива, по данным ФАС, на самом деле ниже нормативных. Кроме того, производители все больше топлива начинают направлять на экспорт. В связи с этим цены на оптовом рынке начали расти, говорит он. По данным биржи СПБ МТСБ, за февраль тонна бензина «Регуляр-92» выросла с 34,3 тыс. до 35,7 тыс. рублей, тонна «Премиума-95» — с 34,8 тыс. до 37,3 тыс. рублей. Эти обстоятельства, по его оценке, могут повлиять на розничные цены в конце марта — в начале апреля.

Помимо роста акцизных сборов есть еще один повод для беспокойства, говорит собеседник. С 1 июля Россия должна наконец перейти на Евро-5. Сроки прекращения оборота Евро-4 несколько раз сдвигались из-за неготовности производителей, но на этот раз срок определен окончательно, уверен собеседник «Фонтанки».

«С переходом на более высокий класс бензина также может возникнуть дефицит, к тому же по времени он наложится на сезонный рост спроса: летом растет потребление, и цены повышаются», — отмечает он. Хотя в правительстве вырабатывают меры по сдерживанию влияния этих факторов на розничный рынок — ограничение экспорта, увеличение производства, рост запасов и другие. Однако, насколько они будут эффективны, не известно.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях
10 декабря, 15:34