X5 Retail Group, владелец магазинов «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель», открыл в Шушарах новый распределительный центр стоимостью 1,4 млрд рублей. Это позволит ретейлеру снизить стоимость доставки продуктов и продолжить развитие.
Новый склад X5 Retail Group уже наполовину полон. Он будет обслуживать «Перекрестки» и «Карусели» сразу пяти регионов Северо-Запада, обрабатывая в день до 6 – 7 тонн груза.
Здание площадью 33 тысячи кв. м за год построила компания «А плюс девелопмент». Застройщик возвел центр под нужды ретейлера, а X5 Retail Group взял на себя обязательства арендовать его на срок 10 лет, объяснил руководитель проекта «А плюс девелопмент» Олег Шмараев.
На официальное открытие в Шушары приехал вице-губернатор Сергей Мовчан. Он посмотрел, как на склад завозят свежую рыбу, сходил в рабочую столовую и остался доволен.
Распределительный центр позволит ретейлеру нарастить в сетях долю местных производителей. Теперь молоко или колбаса из Петербурга или Пскова смогут попадать в магазины сразу пяти регионов. Кроме Северной столицы и Ленобласти это Новгородская, Псковская и Архангельская области. Соответственно, заводы получат возможность наращивать объемы поставок, экономя на транспортировке. Эти расходы снизятся вплоть до 20 – 30%, оценил директор по логистике сети «Перекресток» Денис Шульга.
Если сейчас предприятия развозят около 30% продуктов по магазинам самостоятельно, то после включения центра на полную мощность эта доля сократится до 15 – 20%. В частности, поставлять продукты через распределительный центр уже согласились «Данон» и «Вимм-билль-Данн».
Для самой сети централизация тоже означает повышение эффективности. Компания сможет освободить от лишней работы сотрудников магазинов. К ним будет приходить по нескольку поставок в неделю, а не десятки в день, от каждого производителя. В идеале конечному покупателю это принесет снижение цен и стабильное наличие товара.
«Для компании это возможность работать напрямую с производителями Петербурга и обеспечивать поставку самых свежих продуктов, которые необходимы ежедневно в магазинах города, – пояснил директор по взаимодействию с органами государственной власти X5 Retail Group Станислав Наумов. – Для производителей это возможность не только продвигать свою продукцию в конкуренции друг с другом, но и поставлять ее в соседние регионы и тем самым увеличивать вклад в экономику и города, и Северо-Запада в целом».
Сокращение издержек для ретейлеров как никогда актуально. Вслед за ростом курса доллара поставщики увеличивают стоимость продуктов, но сети меняют ценники на полках с опозданием. Иначе велик риск лишиться покупателей. «В наших сетях растет трафик, но средний чек падает. Покупатели стали больше ходить по магазинам, но не покупать, а сравнивать цены», – рассказывают в X5 Retail Group.
Как следствие, компания сокращает позиции еды премиального сегмента и выкладывают на полки более дешевые продукты, в том числе развивая собственные торговые марки (СТМ). К концу года их доля только в выручке «Перекрестка» должна вырасти вдвое, до 10%, ожидают в компании.
Средства нужны ретейлеру на агрессивное расширение. В кризис небольшие игроки уходят с рынка, их место готовы занимать крупные компании. В прошлом году X5 Retail Group открыла более 1,5 тысячи магазинов по России. В этом намерена держать темп. В 2016-м в Петербурге должно появиться более 5 новых магазинов «Перекресток». Кроме того, 10 из существующих будут реконструированы.
Вырастет и число «Пятерочек». Для них летом этого года в Шушарах откроется еще один распределительный центр, площадью 27 тысяч кв. м.
«При достижении определенных размеров торговых сетей без распределительного центра уже не обойтись. Речь идет о повышении эффективности и снижении издержек», – уверен гендиректор агентства INFOLine Иван Федяков. За счет стабильных поставок компания сможет сократить складские площади в самих магазинах и развивать высокодоходный сегмент собственной фасовки и переработки продуктов.
Параллельно эффективность повышают и другие сети. «К примеру, «Лента» начала развивать формат супермаркетов. Ретейлеры и производители развивают интернет-торговлю. Очень скоро может стать популярным формат «драйв-ин», когда посетители совершают покупки, не выходя из автомобиля», – предсказывает Иван Федяков.
Сети ищут новые пути сохранения своего потребителя. Акции и распродажи уже малоэффективны. «Рынок сжимается, но одновременно продолжается приток потребителей из нестационарных и стихийных объектов в сетевую торговлю», – говорит председатель правления Ассоциации экспертов рынка ретейла Андрей Карпов.
Елена Вавилова, «Фонтанка.ру»
На 31 декабря 2015 года под управлением X5 находилось более 7 тысяч магазинов в Москве, Петербурге и европейской части России. Сеть включает в себя 6,2 тысячи магазинов «Пятёрочка», почти 500 супермаркетов «Перекресток», 90 гипермаркетов «Карусель» и 187 магазинов «Экспресс». Также в структуру X5 входит 35 распределительных центров и 1,5 тысячи собственных грузовых автомобилей.