На чем возят клиентов финские таксисты; как государство регулирует количество такси на дорогах; как обеспечивается безопасность водителей; как столичные жители могут сэкономить на такси; что нужно знать, чтобы стать таксистом в Финляндии, – об этих и других нюансах рассказывает "Fontanka.fi".
В финских таксомоторных парках содержатся автомобили, как правило, не старше 5 лет. Это преимущественно иномарки класса люкс: BMW, Volvo – то есть более надежные машины. Их может купить только зарегистрированная фирма-такси. Они продаются в автосалонах с налоговой скидкой, без НДС. Кроме того, государство доплачивает компании около 1 тысячи евро. Автомобили могут использоваться только (!) как такси. В эти пять лет они эксплуатируются круглосуточно, пробегая в среднем по 500 – 600 тысяч километров.
В такси установлено необходимое оборудование: счетчик, коммуникационное устройство для связи с центром, камера, аварийная кнопка. Счетчик не только считает деньги, но и фиксирует все передвижения авто. К примеру, в среднем на 1 км оплаченного передвижения приходится 1 км неоплаченного. То есть довез клиента до дома – оплаченное передвижение, поехал от дома клиента до ближайшей или следующей стоянки такси – неоплаченное. А если, например, друг попросил довезти куда-то, то этот километраж будет зафиксирован, но отвечать за перерасход неоплаченного километража будет водитель. Или может оплатить пробег сам.
Разрешение на покупку «моторов» фирмам выдается один раз в год. Причем существует очередь из таксофирм на приобретение новых машин. Делается это для разумного ограничения количества моторов в городе. Для того чтобы иметь право зарегистрировать таксомоторную компанию и получить разрешение на приобретение хотя бы одной машины, будущий владелец фирмы сначала должен отработать наёмным водителем такси не менее 6 лет.
Камера и аварийная кнопка – это системы безопасности. Каждый раз, когда садится новый клиент, камера делает снимок кабины и отправляет его в базу такси-центра. В случае нападения таксист нажимает на аварийную кнопку, тогда камера переходит в режим видео и транслирует изображение из кабины в диспетчерский центр. Кроме того, сигнал с «аварийки» сразу поступает в такси-центр, оповещая о проблеме. Соответственно, местоположение каждой машины такси постоянно отображается на большой электронной карте города, которая расположена в такси-центре.
Интересно, что в столице Финляндии уже около двух лет существует некая альтернатива обычным такси – это заказные маршрутные микроавтобусы. Их сеть охватывает Хельсинки почти полностью, а также часть соседнего города Эспоо. Называется эта система Kutsuplus (в переводе на русский – примерно «Вызывной плюс»).
Существует подробная карта их маршрутов с обозначением всех остановок. Постоянные клиенты Kutsuplus (как частные, так и фирмы, желающие доставлять своих сотрудников к месту работы и обратно) предварительно регистрируются и получают весь комплекс услуг, включая карту.
Далее дело обстоит следующим образом. Клиент заказывает по телефону такси к остановке, ближайшей к его дому или месту нахождения в данный момент, и называет остановку, ближайшую к нужному пункту прибытия. Электронный диспетчер в кратчайшее время вычисляет оптимальное место нахождении микроавтобусов в данный момент и тут же сообщает заказчику время прибытия машины к остановке ожидания. Преимущество такой поездки – вдвое меньшая, чем в обычном такси, плата за километраж. И кроме того, в утренние и вечерние часы пик на самых оживленных улицах один такой микроавтобус заменяет несколько обычных такси и личных автомашин и тем самым уменьшает пробки и время пребывания в пути.
Однако между авторами системы и организациями обычных таксистов постоянно идут непримиримые дискуссии – таксисты считают, что Kutsuplus отбирает у них хлеб.
Чтобы получить работу таксиста в Финляндии, нужно пройти обучение и сдать два очень непростых экзамена на финском языке.
Обучение длится две недели по 8 часов в день. Стоит это удовольствие 600 евро. Водителям рассказывают об обязанностях, ответственности, объясняют, как работать с оборудованием такси и диспетчерами, что делать с пьяными пассажирами, куда звонить при каких-то проблемах, как начисляется оплата проезда. А также — как питаться, одеваться, когда делать перерывы в работе и где расположены бюро находок забытых вещей клиентов. Это всё рассказывают в первую неделю.
Вторая неделя обучения посвящена улицам и районам города. Хельсинки – не самый большой город, и навигатор есть в каждой машине, но всё равно водителей заставляют изучать, где расположены отели, больницы, рестораны, офисы фирм, посольства, спортсооружения, дома престарелых.
Затем два экзамена. Первый – на знания, полученные в первую неделю, второй – соответственно, по топонимике города.
На первом испытании надо отвечать на вопросы, описывающие определенные ситуации. Ответ выбирается из 4 предложенных вариантов. Предполагается, что это ордновременно и тест на твёрдое знание финского языка, достаточного для работы. Для сдачи необходимо набрать 22 балла из 30. Не набрал – плати 100 евро (с этой недели 120 евро, за одну часть экзамена) и пересдавай.
Второй экзамен состоит в том, что нужно, не пользуясь навигатором и картами, только по памяти, составить подробный маршрут между названными вам стартом и финишем. Таких вопросов около 40. Также есть другой тип вопросов: отметить на «слепой» карте, где находится тот или иной район или улица. Максимально возможная оценка здесь – 100 баллов. Нижний порог прохождения, к сожалению, собеседник издания не назвал.
Полезно знать, что если вы заказываете такси по телефону, то можете попросить, чобы вам прислали таксиста со знанием какого-нибудь иностранного языка: английского, русского, французского, шведского или эстонского.
Подробно читайте на Fontanka.fi