Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
FONTANKA
Погода

Сейчас-6°C

Сейчас в Санкт-Петербурге
Погода-6°

небольшая облачность, без осадков

ощущается как -10

2 м/c,

с-з.

765мм 73%
Подробнее
1 Пробки
USD 103,95
EUR 110,48
Общество В самолет - без подзарядки

В самолет - без подзарядки

687
Василий Шапошников/Коммерсантъ
Источник:

С 1 апреля вводится запрет на провоз ионно-литиевых аккумуляторов в багажных отсеках пассажирских самолетов. «Фонтанка» выясняла, как это связано с трагедией малайзийского Boeing.

Уже через месяц пассажиры столкнутся с ужесточенными требованиями по безопасности полетов. Международная организация гражданской авиации ИКАО заявила, что транспортировка ионно-литиевых аккумуляторов угрожает жизни и здоровью пассажиров. Такие элементы установлены во многих портативных электронных устройствах, включая смартфоны, планшеты и фотоаппараты. С 1 апреля 2016-го их провоз в багажных отсеках пассажирских самолетов будет запрещен.

Новые ограничения стали результатом анализа случаев самовозгорания ионно-литиевых аккумуляторов. Как пояснил «Фонтанке» генеральный директор консультативно-аналитического агентства «Безопасность полётов», член Всемирного фонда безопасности полетов Сергей Мельниченко, все дело в так называемом «тепловом разгоне».

Во время набора высоты давление в багажном отсеке самолета меняется. Из-за этого внутри ионно-литиевого аккумулятора может возникнуть реакция, которая приведет к повышению его температуры. В результате зарядный элемент может раскалиться до такой степени, что вызовет возгорание упаковки. Открытое пламя сопровождается едким густым дымом.

При этом штатная система пожаротушения самолета не может справиться с такой ситуацией. Разумеется, датчики багажного отсека самолета реагируют на появление дыма и огня. После этого в район возгорания выдается весь заряд огнетушащего вещества – галлона. Таким образом система отрабатывает первое возгорание.

Сергей Мельниченко пояснил, что в случае с возгоранием ионно-литиевых аккумуляторов такая стратегия не работает. Даже если первый очаг будет потушен, высокая температура в любом случае запускает цепную реакцию и ведет к возрастанию температуры в соседних аккумуляторах. В результате огонь вновь появляется, а затем охватывает все новые и новые зарядные элементы.

По такому сценарию развивались события на борту грузового самолета Boeing 747 логистической компании UPS в сентябре 2010 года. Он выполнял рейс из Дубая в Кельн с грузом литиевых аккумуляторов. Уже после взлета произошло самовозгорание палет с аккумуляторами. Система пожаротушения сбила пламя, однако дым успел проникнуть в кабину. Пилоты сразу же воспользовались кислородными масками и защитными очками. Экипаж решил вернуться в аэропорт вылета. Тем не менее дым был настолько густым, что им не удалось разглядеть показания приборов. Самолет рухнул в пустыне.

Самовозгорание литиевых аккумуляторов до сих пор остается одной из рабочих версий в расследовании таинственного исчезновения Boeing 777 авиакомпании Malaysia airlines в марте 2014 года. Самолет с 227 пассажирами и 12 членами экипажа выполнял рейс MH370 из Куала-Лумпура в Пекин. Борт пропал с экранов радара через 40 минут после взлета. По одной из версий, в багажном отсеке находилась партия литиевых аккумуляторов, которые были расположены рядом с бортовым компьютером самолета. Если они действительно начали гореть, то огонь мог вывести из строя систему управления самолета, что привело бы к катастрофе.

В пользу этой версии говорит тот факт, что во время полета багажный отсек пассажирского самолета остается без визуального наблюдения экипажа. Это мешает в полной мере оценить серьезность пожара. В мае 2015 года Федеральное авиационное агентство США (FAA) смоделировало ситуацию с «тепловым разгоном» и системой пожаротушения. Видеозапись эксперимента была размещена в открытом доступе.

На записи видно, как через 1 минуту после начала эксперимента происходит небольшой взрыв, который должен стать поводом для срабатывания системы пожаротушения. Она срабатывает и огонь затихает, однако вскоре вновь появляются языки пламени. В течение следующих двух минут отсек полностью выгорает.

Чтобы избежать развития по такому сценарию, ИКАО вводит запрет на перевозку больших партий аккумуляторов в грузовом отсеке пассажирского самолета. Запрет будет касаться не только коммерческих грузов, но и багажа пассажиров, считает Сергей Мельниченко. В этом случае в качестве багажа стоит рассматривать как маловероятную, но возможную перевозку одним человеком упаковки таких аккумуляторов, так и более приближенный к реальности вариант транспортировки запасного аккумулятора для ноутбука в чемодане с остальными вещами.

«Весь попадающий на борт самолета багаж сканируется, – напоминает Сергей Мельниченко. – Скорее всего, если оставить аккумулятор в сданном в багаж чемодане, то уже 1 апреля его снимут с ленты и попросят забрать в ручную кладь». Эксперт сравнивает ситуацию с нормами провоза жидкости в ручной клади. Только в случае с напитками, их нельзя брать в салон самолета, а аккумуляторы, наоборот, нельзя оставлять в багаже.

Он поясняет, что перевозка аккумуляторов в салоне самолета более безопасна по двум причинам. Во-первых, в салоне иное по сравнению с багажным отсеком давление, что почти исключает самовозгорание аккумуляторов. Во-вторых, что более важно, вся ручная кладь находится на виду, а значит, любая нештатная ситуация может быть пресечена в самом начале ее развития.

«Решение ИКАО направлено не против пассажиров, а для их безопасности, – настаивает Мельниченко. – Ведь сейчас всем очевидно, что нельзя в самолете провозить бензин в канистре. Здесь примерно то же самое».

Запрет ИКАО на транспортировку ионно-литиевых аккумуляторов будет действовать как минимум два года. В организации считают, что за это время будет разработана и внедрена специальная огнестойкая упаковка, которая позволит избежать пожара на борту при перевозке таких аккумуляторов. Если это произойдет, то ограничение будет снято.

Андрей Меньшенин, для «Фонтанки.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях