Восемь популярных западных марок одежды и обуви покинули в прошлом году рынок Петербурга. Среди тех, кто готов прийти им на смену, громких имен нет. В основном это восточноевропейские и азиатские бренды, причем, несмотря на кризис, не самые дешевые.
Торговые центры Петербурга покинули восемь популярных европейских брендов одежды и обуви: британский New Look, французские Jennyfer, Camaieu и Sinequanone, итальянский Calliope, испанский Desigual, финский Sёppala, а также Rockport, который до недавнего времени принадлежал немецкой Adidas. Большинство из них развивали по франчайзингу российские компании. А такая модель, как писала "Фонтанка", оказалась менее других устойчивой к кризису, так как не позволяла ретейлерам гибко корректировать ассортиментную и ценовую политику на фоне девальвации рубля.
Пришедших им на смену оказалось меньше. Среди новичков, открывших в прошлом году первые магазины в Северной столице, – французская Pimkie, которую привел в Россию ретейлер Jeans Symphony, и немецкая Orsay, которую вместо Sinequanone начал продвигать петербургский предприниматель Вадим Быкасов, японский одежный универмаг Uniqlo, сеть монгольского кашемира Gobi, а также проект Минобороны «Военторг».
Однако если большинство ушедших марок работали в сегменте масс-маркет, то среди новичков представители бюджетного сегмента отсутствуют.
Первыми в 2016 году интерес к петербургскому рынку проявили ретейлеры из Восточной Европы.
Так, польский ретейлер LPP, который уже представлен в нашем городе магазинами Mohito и Reserved, намерен в текущем году вывести в Северную столицу свой новый проект – Tallinder, шоу-рум которого недавно открылся в Гданьске. Уже известно, что первая торговая точка появится в ТРЦ «Галерея». Там будет как мужская, так и женская одежда. Однако, в отличие от более демократичных Mohito и Reserved, Tallinder будет работать в среднем ценовом сегменте и собирается конкурировать с такими игроками, как Massimo Dutti, Lacoste и Tommy Hilfiger. Всего компания планирует до конца 2017 года открыть до 20 магазинов в России.
О намерении побороться за кошелек петербургских модниц также заявила эстонская Veta. Компания уже арендовала помещение на Каменноостровском проспекте, где в скором времени появится первый бутик, сообщает брокер JLL. Согласно данным сайта Veta, сейчас продукция бренда продается в Северной столице в мультибрендовых магазинах Fazzoletto, а также Большом Гостином дворе. Как пояснил коммерческий директор бренда Veta в России Дмитрий Чеканов, компания видит «высокую заинтересованность» российского рынка в своей продукции. В дальнейших планах – запуск новых точек в Петербурге, а также выход в Москву и в другие регионы России. Продукцию нельзя назвать самой бюджетной. Так, сейчас на сайте ретейлера стоимость женского платья варьируется от 55 до 70 евро, мужского пиджака — от 95 до 110 евро.
Их примеру могут последовать и другие ретейлеры из «восточного блока», считает руководитель Y Consalting Дарья Ядерная. «Известен спрос российских покупателей на их продукцию по опыту выездного туризма и зарубежного шопинга, а также по запросам в социальных сетях и на сайте, и сейчас в связи с сокращением турпотока они, конечно, пытаются прийти сами к российскому покупателю», – комментирует эксперт.
О запуске пилотного бутика в Северной столице также объявила французская сеть белья и купальников ERES. По данным JLL, он откроется на Невском проспекте, между станциями метро «Площадь Восстания» и «Площадь Александра Невского», и представит коллекцию «Весна-лето-2016» в стиле 1970-х годов. Впрочем, французский стиль будет по карману довольно состоятельным модницам. На сайте ERES стоимость комплекта белья варьируется в 200 – 300 евро, купальников – 300 – 350 евро. Что не так уж удивительно, с учетом того, что марка входит в состав модного дом Chanel.
Несколько новых дизайнерских марок приведет в Северную столицу также универмаг Au pont rouge. Однако в этом сезоне компания решила повернуться лицом на восток, добавив в портфель семь корейских брендов (в том числе J.Kim, J KOO, Supercomma B, Low Classic). Коллекция итальянской Nicopanda, закупленная универмагом, будет в стиле японского аниме. Также Au pont rouge в Северную столицу выставит подборку от одесского дизайнера PASKAL.
Активность дорогих брендов на "нашей территории" заметна. Объяснение простое – в условиях кризиса даже состоятельные покупатели стали реже путешествовать за границу и больше покупать одежду здесь. Во всяком случае, так компания Mercury (в Москве управляет универмагом ЦУМ, в Петербурге – ДЛТ) объяснила свою акцию «Миланские цены».
Кроме того, порог входа на российский рынок сейчас достаточно недорогой: аренда дешевеет, при этом много профессиональных кадров, готовых работать за небольшие деньги, подчеркивает Дарья Ядерная.
Некоторые эксперты говорят, что выход на наш рынок новых люксовых марок может стать трендом этого года. Так, Ольга Аткачис, руководитель департамента street retail Colliers International в Петербурге, называет luxury-операторов в числе тех, кто имеет планы развития на 2016 год, однако конкретных имен не называет.
Модное сальдо
Но в этом году петербургский рынок понесет и новые потери. Так, в конце января финская Stockmann закрыла сделку по продаже своего розничного бизнеса российским франчайзи британской сети универмагов Debenhams. Как ранее сообщала «Фонтанка», собственная марка Stockmann Global уже исчезла из продажи. Такая же судьба может постигнуть и другие бренды финского концерна, в частности Noom и Kristel. Кого приведет им на смену Debenhams, пока не ясно. В компании планы по развитию проекта не комментируют.
Покинуть Россию, скорее всего, придется швейцарской Intersport (одежда и спортивные товары), которую в нашей стране развивала финская Kesko. Пока в компании рассчитывают найти покупателя для этого бизнеса, который бы забрал себе работающие магазины, однако, по мнению экспертов, шансы на это крайне невелики.
Однако, по мнению экспертов, сальдо ухода и прихода модных брендов в Петербург все же будет положительным. «Те, кто смог пережить 2014 – 2015 годы, уже перестроили процессы на долгосрочную стагнацию, так что вряд ли будет много закрытий. В то же время бренды за рубежом уже осознали новую реальность России и готовы к выходу», – отмечает Дарья Ядерная.
Будет способствовать усилению активности и замедление темпов падения продаж. Так, по оценке Y Consulting, в 2015 году рынок одежды и обуви в Северной столице в натуральном выражении сократился на порядка 21%. В этом году, вероятнее всего, снижение составит примерно 12%.
В консалтинговой компании Colliers International ожидают, что в Петербург продолжат выходить новые бренды, уже представленные в Москве, однако это будет происходить «в ограниченном объеме».
В NAI Becar также считают, что новичков на петербургском рынке будет больше, чем в 2015 году. Однако время для экспансии модных брендов пока не настало, считает Наталья Скаландис, управляющий директор Property Management NAI Becar в Санкт-Петербурге. «Активно будут развиваться российские операторы. Наиболее активными они будут в сегменте детских товаров, а также продуктовых магазинов», – заключает она.
Галина Бояркова, «Фонтанка.ру»