Крупнейший банк Азербайджана пытается арестовать гостиницу Эрмитажа в Петербурге. Ее фактический собственник - бизнесмен Малик Бабаев. И он задолжал банку 1,6 млрд рублей.
Официальная гостиница Эрмитажа в Петербурге может отойти Международному банку Азербайджана — крупнейшему банку республики, в котором хранятся деньги Фонда Гейдара Алиева. Собственник отеля — бизнесмен Малик Бабаев — задолжал банку по меньшей мере 1,6 млрд рублей и отдавать пока не планирует.
Международный банк Азербайджана, основным собственником которого является минфин этой страны, пытается через суд наложить арест на официальную гостиницу Эрмитажа в Петербурге — на улице Правды, 10. Дело в том, что официальным собственником пятизвездочного The Hermitage Hotel является Международная Балтийская инвестиционная компания (МБИК) азербайджанского бизнесмена Малика Бабаева. В 2012 году он заключил с главой Эрмитажа Михаилом Пиотровским соглашение об использовании товарного знака музея за определенную плату, сумма которой не разглашалась.
Иск подан от российской «дочки» азербайджанского банка – «МБА-Москва». Поводом послужил долг по долларовому векселю, который инвестор гостиницы, МБИК, выдавал российскому банку, обязуясь выплатить деньги при его предъявлении. «К сожалению, компания МБИК уклоняется от добросовестного исполнения своих денежных обязательств перед Международным банком Азербайджана, — сообщили "Фонтанке" в кредитной организации. — И поскольку неисполнение обязательства длится уже значительное время, банком... было принято решение обратиться в суд с целью принудительного взыскания задолженности компании».
Юристы МБИКа отказались раскрывать свою правовую позицию. «Предмет спора до конца не понятен. Мы сами иск не видели. Лишь подали заявку на ознакомление с материалами дела», — сказал представитель компании.
На днях суд отказал банку в аресте гостиницы, поскольку он не смог доказать, что не получит с ответчика деньги, если арест наложен не будет. Кроме того, «запрошенная истцом обеспечительная мера непосредственно с предметом спора не связана, поскольку недвижимое имущество... не является предметом спора», говорится в материалах суда. Банк сможет попытаться повторно доказать свою правоту или отменить судебное решение во второй инстанции. Кроме того, есть еще одно обстоятельство, которое может лишить владельца его гостиницы.
Дело том, что несколько лет назад МБИК брал кредит в Международном банке Азербайджана в иностранной валюте под 12% — на реконструкцию под гостиницу (будущую гостиницу Эрмитажа) купленного за $ 4,1 млн Дома культуры работников пищевой промышленности. В советское время туда водили школьников на спектакли и поучительные киносеансы о жизни юных пионеров, а в последние годы, когда здание начало разваливаться на глазах, его решили отдать инвестору. Сумма кредита МБИКу не называлась, но эксперты оценивали объем вложений в $ 35–40 млн (около 3 млрд рублей по нынешнему курсу).
По информации «Фонтанки», после выдачи кредита банк оформлял гостиницу в качестве залога по кредиту. В выписке из Росреестра отсутствует информация о залоге, но банк в общении с «Фонтанкой» не опровергал, что объект заложен. Представитель МБИКа отказался подтверждать этот факт, ссылаясь на «коммерческую тайну», а совладелец компании Малик Бабаев в принципе отказался от общения.
Если финансовое положение МБИКа ухудшится, компания может лишиться гостиницы. Самые свежие данные бухгалтерской отчетности датированы 2012 и 2013 годами, оба периода компания закончила с убытком. Кроме того, в суд обратились другие партнеры компании, у которых долг тоже исчисляется в иностранной валюте. Из-за девальвации рубля все компании, которые брали деньги в долларах и евро, испытывают теперь неприятности.
В банке «МБА-Москва» отказались раскрывать, есть ли у МБИКа сложности с погашением кредита: «Банк не может предоставлять без согласия клиента информацию по кредитам, не являющимся предметом судебного спора». Представитель компании об этом также говорить отказался.
Отметим, что бизнесмен Малик Бабаев — единственный, кому удалось договориться с Эрмитажем об использовании его товарного знака. До того было несколько крупных неудач. Самой выразительной была история открытия гостиницы на набережной Мойки, 22, напротив Эрмитажа. Тогда инвестор — Петербургское агентство недвижимости экс-акционера Балтийского банка Андрея Исаева — подписал договор с гостиничным оператором Kempinski и хотел назвать его Hermitage Hotel. Переговоры с музеем об использовании бренда шли несколько месяцев, но закончились провалом из-за того, что Эрмитаж (по предположениям наблюдателей) зарядил слишком высокую цену. В результате отель назвали «Кемпински Мойка 22», под этим названием он работает до сих пор.
Чтобы понять, насколько серьезной организацией является Международный банк Азербайджана, достаточно привести два факта. Во-первых, в этом банке хранятся деньги Фонда Гейдара Алиева — бывшего президента Азербайджана. На средства этого фонда, в том числе, осуществляется целый ряд программ развития в Азербайджане. С 2003 года по сегодняшний день страной руководит его сын Ильхам Алиев.
Во-вторых, весной 2015 года в Азербайджане был арестован председатель правления (азербайджанского) банка Джахангир Гаджиев, который сейчас обвиняется в целом наборе преступлений, включая мошенничество, злоупотребление, присвоение, растрату, дачу взятки. Тогда же, в прошлом году, оперативники задержали около 70 близких к Гаджиеву бизнесменов, которые, по версии следствия, брали в банке кредиты и присваивали через сложные мошеннические схемы.
Александр Аликин, «Фонтанка.ру»