На всеволожском заводе Ford Sollers отрицают массовые увольнения женщин. Говорят, что подъем продаж 150 человек без работы не оставит. Но в профсоюзе уверены – деньги областного правительства пошли на компенсации дискриминируемым женщинам. Экономический теоретик Ялов молчит.
В профсоюзе всеволожского автомобильного завода Ford Sollers возмущены тем, как компания тратит деньги, выделенные на поддержку производства правительством Ленинградской области. Хотя в ближайшие три года автопроизводитель сможет сэкономить порядка 160 миллионов рублей, защитники прав рабочих заявляют: эти деньги будут направлены не на подъем производства, а как раз наоборот – на массовые сокращения рабочих мест.
В сентябре прошлого года областной ЗакС внес изменения в закон "О налоге на имущество организаций", гарантирующие единственному автопроизводителю в регионе снижение ставки налога на имущество на 50%. Льгота будет действовать в ограниченный период – с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года. Предполагаемая годовая экономия должна составить 53 миллиона рублей.
По мнению областного комитета экономического развития и инвестиционной деятельности, обосновавшего налоговую льготу, такая мера "даст возможность предприятию компенсировать затраты на необходимый запуск новых моделей, а также снизить цены на машины для покупателей". Однако четыре месяца спустя в профсоюзе сообщили, что завод намерен сократить 150 человек, работающих в цехах. Им предлагают увольняться по добровольной программе, выплачивая в качестве компенсации пять месячных окладов. По словам профсоюзных активистов, увольняться предлагают преимущественно женщинам, работающим на конвейерах покрасочного и сборочного цехов завода.
"На прошлой неделе состоялась встреча с руководством завода, на которой администрация сообщила нам о намерении постепенно сократить 150 человек. Причем программа действует только на рабочих – административному персоналу увольняться с такой компенсацией не предлагают. Фактически деньги, не поступившие в бюджет Ленобласти, используются не для развития производства, а для увольнения работниц производственных цехов", – возмутился руководитель первичной профсоюзной организации Ford Sollers Артем Яшенков.
Он отметил, что к настоящему моменту добровольное соглашение с руководством подписали уже около 50 человек, примерно 70% из которых – женщины. "Вряд ли это политика руководства компании. Просто отдельные личности в цехах откровенно принуждают работниц к увольнениям. Это не только явная дискриминация по половому признаку, но и очевидное нарушение законодательства", – добавил Яшенков.
Напомним, что кризис на заводе начался еще в марте 2014 года. Сначала предприятие перешло на односменный режим работы, сократив около 700 человек, затем уменьшило рабочую неделю до 4-дневной. Рабочие стали жаловаться на сокращение реальных заработных плат на 35% и требовать индексации, в том числе и при помощи забастовки, стартовавшей в середине прошлого года.
В пресс-службе Ford Sollers информацию о массовых увольнениях категорически опровергли. "У нас действительно есть программа компенсации при добровольном увольнении, но она работает еще с прошлого года. Никто не объявлял рабочим о намерении сокращать 150 сотрудников. Видимо, в профсоюзе просто посчитали, сколько рабочих сейчас в простое, и решили, что они все уволятся. На самом деле это не так – найти работу сейчас непросто, и реальные объемы увольнений у нас не большие", – заявили в пресс-службе.
Конкретное число уволившихся по программе работников в компании не уточнили, отметив, что "в какой-то месяц увольняются 3 – 5 человек, в другой – 20, а в третий – вообще никто". Журналиста 47news также заверили, что об увольнении 150 сотрудников речь вообще не идет, так как продажи автомобилей "Форд" в январе этого года выросли на 25%. Соответственно, дальнейшее снижение мощностей производства не планируется.
Отметим, что прогнозы пресс-службы Ford Sollers кажутся очень оптимистичными. Так, большинство петербургских автопроизводителей в этом году готовятся к дальнейшему снижению продаж. По информации портала Lenta.ru, ссылающегося на Ассоциацию европейского бизнеса, в 2016 году продажи автомобилей в России снизятся еще на 4,7%.
На звонок корреспондента 47news экономический зампред областного правительства Дмитрий Ялов по традиции не снял трубку. Так что узнать, как относятся в правительстве к тратам недополученного в бюджет налога на компенсации уволенным работницам, редакции не удалось.
Впрочем, мы сами отметили некоторый позитив. По словам Артема Яшенкова, средний оклад работающих на конвейерах – 46 тысяч рублей. Но из-за простоя и 4-дневной рабочей недели реальная заработная плата не превышает 28 – 32 тысяч рублей. При увольнении по программе работники получают пять полных окладов – то есть по 230 тысяч рублей. То есть сумму реального дохода за 7 – 8 месяцев.
При таком подходе ожидать массовых заявлений от недовольных в инспекцию труда или прокуратуру не приходится. Хотя в руководстве компании могли бы вспомнить слова её основателя Генри Форда: "Женщина – это не только вагон удовольствий, но и три, а то и четыре тонны проблем".