Патриотизм как национальная идея страны. Новое заявление Владимира Путина, противоречия между Касьяновым и Кадыровым и другие актуальные сюжеты современной политической сцены в студии [Фонтанки.Офис] обсуждают тележурналист Алексей Лушников и публицист Александр Невзоров.
- Президент Владимир Путин четко сформулировал национальную идею. Президент сделал это легко, сказав, что это патриотизм.
– Это надо оценить как все, что говорит чиновничество в России. Что в данное время идет нормальный подыгрыш самому себе. Что такое патриотизм в России? Это" будьте послушнее мне", потому что у так называемой "родины" подозрительный голос какого-нибудь президента. Этим же голосом отправлялись мальчишки в Грозный на бойню, на позор и бессмыслицу. Все те люди, которые гибли во имя очередных прихотей какого-нибудь режима. Режим давно понял, что вытворять с народом можно все что угодно. Можно купаться в его крови, плескаться в его гное, издеваться над ним как угодно. Нужно просто владеть одним незамысловатым трюком, уметь притвориться родиной. Это очень просто, поскольку родина – это размытое понятие, не имеющее никакой конкретизации, то режим, если он представлен не полными и не клиническими идиотами, он, режим, всегда это делает. И требует, чтобы во имя его совершали некие действия, подвиги, поступки, которые будут удобны ему. Вот это, вероятно, путинский патриотизм.
- Я себя считаю патриотом Петербурга. Любовь к родине и государству – это, наверно, разные вещи?
– Мы упремся в невозможность четко классифицировать понятие "родина", потому что всякие березки повестки в армию не присылают и за налогами не приходят. Если вдуматься, то никакой родины никогда ни у кого не было. Была последовательность режимов, которые использовали этих людей, всегда по собственному усмотрению. Именно России не дали возможность побыть ничьей родиной. Когда призывают любить родину, то забывают об одном важном моменте: может быть, сперва эту родину нужно научить любить своих детей. Пока только она умеет их бить, разорять, убивать, давить. Забрасывать в метро без ног с вытекающим гноем, никому не нужных. Она любить не умеет и принципиально не хочет. Считает себя свободной от обязательств в отношении этих людей, но требует любви взамен. Мне кажется, это не совсем корректная постановка вопроса.
- Мы видим элементы патриотизма в других странах, в Америке, во Франции?
– По мне, любой патриотизм омерзителен вне зависимости от национальности. Бывает патриотизм поцивилизованнее, который лучше оплачивается, как в Америке. Там патриотизм – это эквивалент определенного денежного выражения. Когда человек идет куда-то и жертвует во имя общества и страны собой, он знает, что не будут брошены его дети, что его жена будет получать гигантскую страховку и пожизненную пенсию, что дети получат образование. Что как бы ни повернулась ситуация, его порыв будет оценен, и возникнет та самая любовь страны к своему человечку. А у нас любой искренний порыв будет вознагражден тем, что тебе предложат с ртом, полным червей, валяться в Грозном в течение четырех месяцев, пока ты не истлеешь окончательно, а твои родные не будут знать, что с тобой случилось, а потом военком будет что-то трусливо врать твоим родственникам.
- Есть такой тезис, что патриотизм – это форма бесплатной любви, когда у государства не хватает денег – вспоминают о патриотизме, как о форме бесплатной работы, когда с помощью эксплуатации можно людей бесплатно призвать к работе, в истории России такие случаи были не единожды?
– Россия является концентратом всех дикостей, это придает ей какую-то экзотичность и оригинальную физиономию. Я в свое время написал, и мне довольно странно к этому возвращаться, что когда вы ласкаете некую абстрактную воображаемую родину, эрекция возникает у "Единой России". Если внимательно понаблюдать, то понятно, что это всегда так. Вся эта казенщина в высшей степени – и бездумная, и отвратительная – она полностью скомпрометирует понятие "патриотизм", которое в ближайшее время будет просто ругательным.
- Как говорится, не надо путать веру с церковью, государство с родиной?
– Абсолютная ахинея, глупость начинается с этого. Принцип тот же: есть некий абстрактный бог, которому надо принести жертву, копеечку, а вот уже на эту копеечку поп купит себе "Лексус", который непосредственно представляет собой этого некоего бога, доказательство которого отсутствует на данный момент. Такая же история и с родиной, потому что есть ее полномочные представители, как правило, самые бессмысленные и тупые, которые нигде бы себя не нашли, кроме как на госслужбе. Они представляют и прикидываются успешно родиной. Публика в России к этому очень расположена, и такие фокусы проходят. 45-й год, понятно, что некое торжество и формальная радость была. Помимо этого были дивизии, полки, артиллерия, все было под рукой. И почему же все эти люди, которые задавили гадину под названием Гитлер, не развернулись и не пошли на Москву давить другую гадину под названием Сталин? Не могли они этого сделать и мысли у них такой не было, потому что они были неотделимой частью этого режима.
- Почему патриарх российский показывает противоположную мировому тренду роскошь, богатство, охрана ФСО, лимузины?
– Это и отсутствие ума, и знаний, и неспособность сориентироваться в сегодняшнем мире. Но не будем все валить на него. Все эти ФСО, кортежи и помпа, которыми обставляется его любой визит, – это все мимикрия. Предположим, что стал бы патриархом Кураев. Вероятность чего в ближайшем будущем высока. Стал бы он вести себя скромно? Это было бы брошенной перчаткой в лицо Кремлю, перчаткой, невиданной по хамскости, потому что президент не умеет и не хочет себя так вести. В цивилизованных странах и президенты летают на общественных самолетах. И президенты не делают из себя бонз, которые должны охраняться тысячей телохранителей, и доступ к телу которых невозможен, кроме самого ближнего окружения.
- Мы понимаем, что человек является падким на золото, ему важно видеть власти божью и государственную в лице человека, который облачен в золото?
– Это православие потеряло даже формальные контакты с христианством и сходство с ним. Это никогда не было его целью, оно всегда было сильно тем, что было частью государственного культа, самолюбования, общегосударственной машины насилия над гражданами и никогда не претендовало ни на какую-то духовность. Почитайте идеолога русского нацизма и государственничества Федора Достоевского. Там написано, какой должна быть русская церковь. Недавно на Архиерейском соборе был канонизирован мутный поп, типичный графоман, умер в 50-х годах ХХ века, Серафим. Знаменит он был тем, что был автором очередной книжонки про русскую идеологию, человек, который безапелляционно требовал физически уничтожать атеистов. Еще лет семь назад, во время прошлого Архиерейского собора, комиссия по канонизации отказала в прославлении этого персонажа, но в этом году все состоялось. Там много потешных.
- Вы знаете, что вчера состоялась канонизация доктора Боткина?
– Доктор Боткин меня вообще не волнует, и царская семья меня совершенно не волнует, надоело про это слышать. Они занимаются этими костями, как будто пытаются создать уникальный холодец, а не просто захоронить и поставить нужного размера памятник. Они там загребли в святые Пересвета, Ослабю. По сравнению с ними Чебурашка оставил больше документальных свидетельств своей жизнедеятельности, чем эти мифические персонажи мифического Куликовского сражения. В этой битве русские в какой-то момент поколотили монголов, хотя они дрались не за независимость. Дмитрий Донской исполнял поручение повелителя орды приструнить и уничтожить восставшего Мамая. После того, как все это случилось, пришли воины Великого княжества литовского и тут же на этом поле разгромили русских.
- Почему президент не может позвать к себе патриарха и сказать: у вас будет паства больше, мы вам дадим хорошую машину, если вы будете вести себя тихо и скромно, меньше показушности?
– Пока Гундяев сидит, обнявшись с 1 % рейтинга народного доверия. Больше у него нет. Никто не заинтересован в том, чтобы у него было больше. Красивая поза Франциска – это далеко не искренняя и не рожденная какими-то убеждениями вещь. Это плод тщательного высчитывания хорошего маркетинга, хорошей интеллектуальной атаки столь одаренной интеллектуальной организации под названием "орден иезуитов". Иезуиты, которые поняли, что все старые схемы убавляют прибыль, решили испытать новую схему, увеличивающую прибыль бизнес-корпорации под названием Римская католическая церковь. Вот они обкатывают такой вариант. Папа еще не ходит с фингалом? Рогатку у него не нашли агенты ЦРУ.
- Чуть ли не весь этот год проходит под мемом "Кадыров". Президент Чечни стал основным информационным поводом для новостей.
– Все это было в книжке, которую ты читал в детстве. Она называлась "Собака Баскервилей". Из Рамзана собаку сделали быстро и хорошо, это впечатляет, но в результате вся эта кампания провалилась, потому что выяснилось, что Рамзана никто не боится.
- Почему не боится?
– Посмотри на сегодняшнюю российскую прессу. Вот он дыхнет своим смертоносным огнем из Чечни, и все тихонько по углам затихнут со своей критикой, со своей неприязнью к Путину, к строю и имперскому бреду. Никто не испугался. Более того, из самого Кадырова сделали посмешище, и очень успешно. Уже американские дальнобойщики, коверкая имя и фамилию, поют: Рамзан Кадыров ваш герой.
- Где это такое?
– Есть американский поющий дальнобойщик, русский или украинец; он переделывает старые советские песни и, обладая хорошим голосом, исполняет их в кабине за рулем. Я не интернетный человек, если до меня дошло, то это всемирный и великий хит. С Кадыровым не получилась история.
- Хотели сделать из него некоего человека-оркестр, который пугал бы тех людей, которых не устраивает власть, но это не получилось, потому что эти люди его не сильно боятся?
– Не испугались, меры приняли, кто-то детей попрятал за границу, и продолжают говорить. Не боится и хмурый Кашин, и изысканный Троицкий, так что спасибо Кадырову за то, что он дал российской журналистике сегодняшней. Единственная сегодня сила, способная противостоять хоть чуть-чуть тому имперскому бреду, который все жестче и безапелляционнее захватывает страну.
- Возможен ли в будущем новый преемник в лице Кадырова?
– В России всегда торжествует только зло. Это закон, который надо знать. Это не самый худший из всех вариантов, есть гораздо хуже. Сейчас прогнозировать под живым президентом, кто может быть его преемником [тяжело], насколько я знаю, ВВ уходить не собирается.
- То есть до конца?
– Я не знаю, какую длину вы отмерили.
- Почему не Кадыров?
– Может быть кто угодно, но Кадыров тоньше, сложнее и глубже, чем он изображает из себя. И дела он успевает делать тихо и смертоносно, без всяких обкидываний Интернета фотографиями. Но судя по последнему выступлению Путина, которое вы переоцениваете, – там про патриотизм было очень мало, он вил вьюна, слюнил слюнявку и играл толерантность. Его счастье, что его не застукал Хирург за этим занятием. Это тот Хирург, который мотоциклист, очень глупый человек в вязаной шапочке. Это его реплики: вить вьюна, слюнить слюнявку.
- Сейчас Россия находится не на первых позициях, постиндустриальные общества прирастают экономикой, будущее мира – это технологии и открытия. В России строится империя. Это путь назад, вперед, и что нас ждет?
– Несмотря на все декларации, никакая империя в России не строится. Она построена быть не может, потому что если мы внимательно рассмотрим экономическую мощь России, военную и другие мощи, то станет понятно, что они вместятся в небольшую коробочку, которую можно будет выставить для лобзания и коленопреклонения. На большее они не способны. Если бы у России были мощи чуть более ощутимые, чем те, которые поместятся в коробочку, то она избавилась от необходимости платить дань Кавказу. Все то, что мы видим, это – театр. Причем дурной. Это и бомбежка невинного сирийского песка, и рыдания по поводу летчика, которого убили те люди, которых он мирно бомбил. Мы видим, как трагически и бесповоротно завязла эта мощь в Донбассе, не сумев продвинуться ни на сантиметр, чем было захвачено первоначально, подло воспользовавшись ситуацией на Украине, когда Россия напала на Украину силами своих боевиков и силами этих уголовников. Вот ровно столько, сколько удалось отхапать в самом начале, – и ничего больше.
- А были амбиции дойти до Одессы?
– Я подозреваю, что да. Они были остановлены, потому что у России не было, нет и не будет никакой боеспособной армии.
- Или политической воли?
– Это отдельная история, когда мы говорим про Путина: сейчас мы имеем дело с таким тяжелым медийным образом, который подрисовывается самыми мрачными красками, и делают это не только СМИ свободные, но и черносотенные. Неважно, какая у него биография, что он делал, важно, что он строит сейчас и каково качество этой постройки. Во все это можно было бы играть, в это имперское величие, но нужно было заранее предупредить публику о том, что исход игры может быть трагичным. Надо было играть честно, предупредив всех, что никаких кризисов не будет. Кризис – это нормальная фаза экономического развития, то, что мы имеем, называется словом "разорение". Готовы ли к жертве несколько поколений во имя имперской идеи? Эта идея - абсолютный миф и иллюзия, она не может воплотиться, для нее время давным-давно закончилось. Россия не самостоятельное государство, оно не способно жить вне европейской истории, науки, технологии. Вне контекста цивилизованного мира Россия существовать не может, и в конфликте с ним существовать не может, но все, что сегодня делается, приведет к тому, что слово Россия будет обозначать название режима и ничего больше. Это слово сплавилось с режимом, иначе бы на улицы города Грозный не вышло бы 800 тысяч доблестных чеченцев с плакатами о том, как они любят Россию. Я посмотрел бы на этих людей в дни штурма Грозного, когда Россия утюжила их из тяжелой артиллерии. В искренность их любви я не очень верю.
- Вы Россию обозначаете как некий мем, глагол?
– Как название режима. И в этом смысле Володин прав, когда говорит, что Россия – это Путин. Не будет Путина – не будет России.
- Путин не может быть постоянно еще 50 лет, 100 лет?
– Нет, может быть Путин-2. Путин-3. Хотя я бы 100 или 50 лет на эту историю не положил. Потому что есть законы развития, с которыми сейчас пытается спорить Российская Федерация. Когда лучшие кадры попадают в Москву, то они, мягко говоря, не умнеют. Так вот когда Валентина Ивановна, обнявшись и взасос целуясь с кучей попов, начинает говорить о том, какие у нас традиции, я говорю: этому государству 25 лет, какие у вас традиции, кроме коррупции, хамства, воровства? Никаких традиций за 25 лет не наиграли. Вы себя объявляете наследниками царской империи, а почему не Атлантиды? Откуда взялось государство Советский Союз? Это было очень наукофильское, но не имеющее с вами ничего общего государство. Какие традиции вы собираетесь соблюдать, и почему мы должны все это мракобесие слушать? Вам никто не предлагал заниматься нашим воспитанием, нам не нужны ваши идеалы.
- Мракобесие как некий государственный культ, идеология как форма мышления большой части населения страны. Это имеет и обратную сторону?
– Мракобесие чрезвычайно доходная штука. Больше бы подошла в качестве главного объекта мракобесия Богиня лжи и обмана, прелестное божество.
- У лжи есть свое божество?
– Есть, и очень популярное. Ему посвящались праздники, освящались алтари. Апата, дочь Никты, запомните.
- Нельзя строить цивилизацию и заниматься наукой на основе мракобесия?
– Никакой науки в России нет, ее никто и не строит.
- Как выжить тогда в конкурентных условиях с другими государствами?
– Как в песне: если зарплата вам жить не позволит, так вы не живите.
- Что нас ждет в будущем? Какое будет государство? Это вопрос выбора для любого нормального человека. Как ему дальше жить?
– Я могу только высчитывать вектора и пытаться найти ответы на те исторические сегодняшние головоломки, которые предлагает время. Я могу ошибаться, и моя оценка не может быть абсолютной. Я полагаю, что прав Володин: Россия – это Путин. Выводы о том, что будет с вами дальше, делайте сами.
- Почему Путин не делает железный занавес, как в старые советские времена? Кто этому мешает? За 10 тысяч евро никто не будет приобретать загранпаспорт. Почему Путин не опускает занавес?
– Нас спасает пока от полного кошмара то, что они все очень двуличные. В данном случае ВВ, действительно, искренний. Но у него в окружении есть те люди, которые руководствуются при принятии политических решений конспирологией, спиритическими сеансами и молитвенным общением с чьими-то мощами. Это окружение двуличное, они состоят из двух половинок, одна – это вшивая борода, полкартуза, фингал, русская духовность, обрывки косоворотки. На другой половине все тщательно выбрито. То, что они все сами смеются над своей идеологией, и готовы быть патриотами и мракобесами только с 9 до 6, – это нас спасает от смертельной концентрации маразма. То, что из них три четверти это отпетые жулики, которые используют эту идею для личного обогащения и то, что они сами смеются над своими убеждениями, это дает нам шанс. Шанс, что все кончится, может быть, не так плохо. Но это я излишне оптимистичен.
- А кто применит ядерное оружие? Это же формула самоубийцы.
– Те, кто принимают решение о ядерном оружии, ничем не рискуют. Они защищены глубинными бункерами, они не страдают, они всегда готовы для той или иной степени нужд той или иной геополитической ситуации скормить часть населения. Оставь это в степени очень высоко вероятного исхода.
- Что может быть условием для применения ядерного оружия?
– Сирия может детонировать. Она располагает к нанесению тактических ударов. Все солдафоны всех стран мира исключительно тупы, им очень хочется поиспытывать множество новых вооружений, самоутвердиться. В этом случае между американскими и русскими солдафонами разница невелика: у нас можно сорить этими бомбами сколько угодно. Но в любом случае сейчас насколько взрывоопасный мир! Так что роскошь войны в Сирии в том, что она становится детонатором тех или иных необратимых процессов, как с Донбассом. Мы сейчас говорим о том, что из таких ситуаций никто так просто не выкарабкивается.
- 90-е годы. Было много чего. Одно из явлений - сексуальные скандалы. Наш век последние лет десять фактически не имеет проявлений никаких сексуальных скандалов. Насколько политики и секс сопоставимы?
– Дамы в основном глупы, они не умеют понимать и считать вектора со всеми вредителями Госдумы. Госдума это публика, которая ухитряется портить жизнь 140 миллионам человек, причем делает это последовательно, злобно, безнаказанно. Это не оставить. И все те девочки, которые решили, что они пригрели различные пикантные части своего тела в одном месте, сильно ошибаются. Они не годятся в декабристки, чтобы ползти за своими избранниками до Химок, поэтому участь их будет печальна.
- Насколько это двигатель политики? Это интертейнмент?
– Девки сами на них слетаются, искренне желают себя пристроить и думают, что это та самая стабильность, которая и должна быть целью любой женщины. Можно сколько угодно говорить про любовь, но в 99 % случаев это поиск надежного самца, пусть и хамоватого и тупого, но испытывающего наслаждение от того, что у него есть такая дорогая игрушка. И игрушки сами прискакивают к двери Госдумы. В мою пору там ничего подобного не было. Там единственной падшей женщиной был депутат Марычев, который ходил с накладными резиновыми грудями по коридору и навстречу ему попадались депутаты-коммунисты, как правило, страдающие метеоризмом, которые при появлении Марычева усиливали свое свойство.
Другие эфиры ток-шоу "Лушников" можно посмотреть здесь: