Cоветник президента РФ по Интернету Герман Клименко рассказал в эфире [Фонтанка.Офис] о том, что на простом блокировании «Рутрекера» борьба государства с торрентами не закончится. Сам он считает эту борьбу несвоевременной, но и за «Рутрекер» заступаться не готов.
- Давайте обсудим ситуацию с пожизненной блокировкой «Рутрекера». Многие операторы связи приступили к его блокировке, и сейчас зайти на «Рутрекер» не получается. Однако представляющий организацию «РосКомсвобода» Артем Козлюк сказал нам, что, несмотря ни на что, трафик трекера просел лишь на 5 %, и он считает это его победой. На ваш взгляд, вся эта история говорит о том, что кто-то победил, если да, то кто?
– Вся эта история очень грустная, потому что никто не победил. Сам по себе подход к вечной блокировке технологически был неграмотно реализован. Как в армии, не отдавай приказы, если они не могут быть исполнены, потому что иначе потеряешь авторитет. Надо понимать, что, пока государство добивается своих целей, на радость той стороны «Рутрекер» заявил, что перестает сотрудничать с правообладателями. Мне кажется, что это плохой подход. Они выбивают почву из-под тех, кто пытается их защищать. Существуют доводы как в пользу правообладателей, так и позиция достаточно квалифицированных людей, которые говорят, что нужно искать точки соприкосновения. На радостных криках о победе дискуссия просто прекращается. Но следующим шагом государство, скорее всего, внесет поправки в закон и будет добиваться нормальной блокировки, чтобы это было не так просто обойти, и технически это, наверное, решаемо.
- Вы не исключаете, что в ближайшем будущем законодатель будет каким-то образом ограничивать те самые пути обхода стандартных блокировок, которые на данный момент находятся в легальном юридическом пространстве, правовом поле, и эти блокировки обходятся на данный момент законно. Это уйдет в прошлое?
– Я уверен, что, когда государство борется с тем, что считает незаконным, если какая-то часть не сработала, будут искаться другие варианты. Беда в том, что любые следующие переговоры заявлениями «Рутрекера», что они перестают сотрудничать с авторами, автоматически прекращаются.
- Мы понимаем, что на данный момент технически это невозможно. Как вы, например, Tor вырубите? Каким механизмом это можно сделать? Через демонстративную посадку в тюрьму тех, кто будет нарушать этот закон?
– С технической точки зрения совершенно нет никакой сложности. Государство борется не с целью закрыть все 100 %, всем 100% обеспечить чистоту, нет, конечно. Всегда останутся 1 – 2 % квалифицированных пользователей, вопрос в осложнении доступа, и это большая иллюзия, что технически это невозможно.
- Каким образом возможно законодательно бороться с пиратством так, чтобы это было красиво, а не напоминало плохую комедию?
– В Америке или Германии есть наказание для тех, кто скачивает с торрентов фильмы. Авторские права – это очень тонкая тематика, она совсем не моя, потому что не имеет отношения к экономике. С технической точки зрения, я не уверен, что это сложная задача. Вопрос заключается в том, какой процент будет заблокирован. Если будет достигнута 95-процентная блокировка, то вопрос решен, тут я не вижу сложностей. Другой вопрос, к чему мы придем, все зависит от активности авторов и правообладателей.
- Когда вы комментировали историю с «Рутрекером» несколько недель назад, мысль ваших высказываний была примерно следующая: не самое подходящее время заниматься этой борьбой с пиратством в России сейчас, в 2016 году. Так ли это, и насколько ваше мнение осталось прежним?
– Оно каким было, таким и осталось, я считаю, что в критический момент для экономики нужно заниматься другими вещами. Но и высказываться в защиту «Рутрекера» я сейчас не могу. Когда они сотрудничали с правообладателями, у них была достаточно чистая позиция, сейчас ее нет.
- Вы считаете, что в условиях, когда они блокируются стандартными магистральными и прочими операторами, они могли оставаться в правовом поле с конкретными правообладателями – их блокируют, а они остаются?
– Есть трекеры, которые сотрудничают с правообладателями, они вполне живые, их никто не закрывает.
- Например?
– «Торнадо» – он существующий, живой.
- Его не блокируют?
– Потому что он выполняет все требования правообладателя.
- А «Рутрекер» не выполнял?
– Суд принял решение, потому что «Рутрекер» отказался удалять раздачи. «Рутрекер» опросил своих пользователей, но пользователи всегда против, и вместо того, чтобы удалить какую-то часть библиотеки, «Рутрекер» пошел в отказ, а дальше заработал механизм. «Рутрекер» самостоятельно пришел к той истории, к которой пришел. И самое обидное для меня то, что он подтвердил слова своих оппонентов, что он все равно не будет работать с авторами. «Рутрекер» подтверждает все опасения тех, кто с ним боролся.
- На том же «Торнадо» фильм «Выживший» присутствует. Возникает вопрос: есть ли здесь договоренность с правообладателем, учитывая, что фильм идет в прокате в кинотеатрах и не может никак распространяться в Интернете?
– Я ничего не могу сказать, я же не в курсе, что там происходит.
- Планируете ли вы предлагать президенту какие-то экономические шаги в связи с тем, как развивается ситуация с торрент-трекерами в стране?
– Вы педалируете то, что я советник президента, но на самом деле меня интересует только экономическая тематика, тематика авторских прав, конечно, есть, но лично для меня интереса не представляют
- Шаги могут быть экономического характера?
– Защитники авторских прав или борцы с авторскими правами – это вопрос нашего омбудсмена Дмитрия Мариничева, потому что это юридически спорный вопрос. Моя задача – какие-то более простые вопросы экономики.
- Напоследок история, когда президент министру культуры рассказывал про известную фотожабу «девочка с персиками» – эта грамотность президента относительного того, что происходит в сети… вам приписывают эти заслуги справедливо?
– Нет, я здесь ни при чем.
Справка
Клименко Герман Сергеевич, 49 лет. Окончил Военно-инженерный институт им. Можайского в Ленинграде по специальности «инженер-программист».
Советник президента России по развитию Интернета (с 4 января 2016 года). Председатель правления Института развития Интернета, созданного при поддержке замруководителя президентской администрации Вячеслава Володина. Президент Ассоциации по развитию электронной коммерции. Владелец новостного агрегатора «Медиаметрикс» и компании LiveInetrnet.
Опровергал опубликованную в «Ведомостях» информацию о владении торрент-трекером Torrnado с пиратским контентом. В свою очередь, в эфире РСН назвал правообладателей, которые борются с трекерами, «жадными упырями».
Изначально критиковал закон о хранении персональных данных на территории России, впоследствии угрожал блокировкой сервису Павла Дурова Telegram за отказ соблюдать этот закон.