Дублинское соглашение было принято в 1990 году. Оно регулирует правила предоставления политического убежища в странах ЕС. Одной из основополагающих норм документа является так называемое правило "первой страны": претендент на статус беженца должен просить убежища в той стране Евросоюза, в которую он прибыл сначала. Однако более миллиона мигрантов из Африки и с Ближнего Востока, наводнившие Европу в 2015 году, всячески игнорировали эти нормы, прибывая в Южную Европу и двигаясь в более комфортные, по их мнению, для жизни государства ЕС. Италия, Греция и другие страны, служащие беженцам плацдармом для дальнейшего перемещения по Европе, тоже не спешат соблюдать правила Дублинского соглашения, пропуская приезжих на север. Это не раз вызывало критику, например, у Германии, которая и приняла на себя основной поток мигрантов.
Как заявил председатель Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер (Jean-Claude Juncker), кризис беженцев показал, что Дублинское соглашение просто "устарело" и "несправедливо". Он заверил, что в марте этого года будет представлен новый проект панъевропейского законодательства о просителях убежища, отменяющий норму о "праве первой страны", что сделает более затруднительной высылку нелегалов. Глава Европейского совета Дональд Туск (Donald Tusk) заявил, что изменение законодательства необходимо, чтобы взять ситуацию под контроль.
Аналитики Financial Times сразу же отметили, что план Юнкера фактически перекладывает ответственность за размещение беженцев на более развитые Северные страны Европы, куда они и стремятся попасть. В Финляндии уже негативно отнеслись к идеям еврочиновнков, предвидя дополнительные обязанности и увеличение числа просителей убежища.
Так, министр иностранных дел Финляндии и лидер правительственной партии "Истинные финны" (Perussuomalaiset) Тимо Сойни (Timo Soini) на своем сайте высказался категорически против планов ЕС по пересмотру Дублинского соглашения. Политик отметил, что такие добросовестные старны, как Финляндия, соблюдает все нормы, а соглашение по беженцам не работает только в южных республиках, где и нужно искать корни проблемы. По его мнению, еврочиновники должны обратить пристальное внимание на соблюдение Дублинского соглашения в Италии и Греции.
Глава министерства внутренних дел Финляндии Петтери Орпо (Petteri Orpo) также не поддерживает отмену норм Дублинского соглашения. По мнению политика, такое решение снимает ответственность с тех стран, которые больше всех виноваты в де-факто неконтролируемом перемещении беженцев по Европе, - это Греция и Италия. Он уверен, что договор будет работать, если южане восстановят пограничный контроль на внешних границах. В МВД прогнозируют, что нововведения ЕС приведут к усилению потока беженцев в Финляндию.
Даже один из главных апологетов Европейского Союза, министр финансов Финляндии и лидер партии "Национальная коалиция" (Kokoomus) Александер Стубб (Alexander Stubb), не верит в отмену норм Дублинского соглашения. В комментарии Yle он заявил, что дискуссия по этому вопросу будет продолжаться в Европе этой весной.
Крупнейшая газета страны, Helsingin Sanomat, опубликовала на днях аналитику по внесению корректив в Дублинское соглашение, согласно которым впору ставить вопрос: просуществует ли Евросоюз и Шенген при ревизии миграционного законодательства. По мнению издания, если норма "первой страны" будет демонтирована, то многие государства будут вынуждены рассмотреть вариант введения пограничного контроля. На днях депутат правительственной коалиционной партии Элина Лепомяки (Elina Lepomäki) уже предложила закрыть границы Финляндии при достижении отметки в 50 тысяч беженцев.
Стоит сказать, что подобные дискуссии ведутся и в других странах. К примеру, британское издание The Independent пишет, что один из главных аргументов для нахождения Великобритании в ЕС – это как раз Дублинское соглашение, которое позволяет британцам регулировать число приезжих на основании права "первой страны". Отмена соглашения даст дополнительный козырь сторонникам выхода Британии из ЕС.
Серьезность происходящего понимают и в Брюсселе. Даже упомянутый выше Дональд Туск заявил Reuters, что у ЕС около двух месяцев, чтобы взять под контроль ситуацию с просителями убежища, иначе Европейский Союз может потерпеть крах как политический союз.