Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Финансы Кризис Два черных дня открыли черную дыру в экономике

Два черных дня открыли черную дыру в экономике

1 002
Сергей Коньков/ДП
Источник:

Российская валюта пережила сразу два черных дня, а официальные курсы доллара и евро выросли на четыре рубля. «Фонтанка» вместе с экономистами попыталась понять, что же происходит с отечественной экономикой.

Еще в начале недели доллар продавался на Московской бирже дешевле 78 рублей, евро – за 85 рублей. Однако уже к четвергу их стоимость достигала 85 и 92 рублей, причем весь скачок состоялся за сутки. Таким образом, американская валюта успешно преодолела максимум «черного вторника» декабря 2014 года, а валюта ЕС остановилась на полдороге к своим тогдашним рекордам (около 100 рублей).

Как и прежде, рубль ставит рекорды вместе с основным внешнеторговым активом России – нефтью: если утром в среду, до очередного скачка, стоимость одного барреля Brent составляла 28,8 доллара, то вечером в среду приблизилась вплотную к 27 долларам. Кроме того, среда, 20 января, была неудачным днем для всех мировых рынков – так, американский биржевой индекс Dow Jones упал на 2%, а британские, немецкие и французские индикаторы – на 2,5%.

Впрочем, ряд аналитиков предполагает, что у этого скачка есть не только макроэкономические причины. «Можно отметить рост спекулятивного спроса, – говорит ведущий аналитик Промсвязьбанка Алексей Егоров. – На наш взгляд, при текущих котировках нефти (в диапазоне 27-29 долл. за баррель) рубль вполне может достигнуть уровней 82 – 84 рублей по отношению к доллару». Иначе говоря, биржевые игроки воспользовались паническими настроениями, чтобы разогнать курс и заработать на продаже валюты на максимальной стоимости. Хотя изначально очередное падение рубля было подстегнуто данными с нефтяной биржи.

Аналогичного мнения придерживаются и в банке «Санкт-Петербург». По мнению специалистов банка, после планки в 80 рублей за доллар национальная валюта России вошла «в полосу неконтролируемого снижения, которая уже мало обосновывалась фундаментальными факторами (цена на нефть и т.п.)». «Ситуация имеет сходные черты с тем, что наблюдалось в конце 2014 года. Правда, надо отметить, что в декабре 2014 за доллар давали почти 80 рублей при нефти в $60/барр., а сейчас при 84 руб./долл. нефть стоит $26/барр., то есть в 2 раза ниже», – говорят в «Санкт-Петербурге».

Во второй половине дня в четверг, 21 января, тезис о спекулятивной составляющей роста получил еще одно подтверждение. Евро, стоивший еще утром под 93 рубля, упал до 90 и даже 89, а доллар – скатился с 85,3 до 84,1. В период девальвации 2014 года такое укрепление национальной валюты обычно происходило тогда, когда на рынок выходил Центробанк, продавая валютные запасы по заниженному курсу.

Однако, как рассказал глава аналитического отдела ИК «ДоходЪ» Всеволод Лобов, объем торгов был таким же, как и в предыдущие дни. А значит, таинственного и щедрого продавца в лице государства, скорее всего, не было, и игроки просто закрывали позиции и считали прибыли. А после этого отпустили давление на национальную валюту. Участвовал ЦБ в торгах или нет, будет известно через какое-то время, когда ЦБ опубликует свежую статистику. «При текущей цене на нефть доллар стоит около 82-83 рублей. Курс в 85-86 рублей соответствует более низкой стоимости барреля – ниже 25 долларов», – считает Всеволод Лобов.

«Быков домой на свиноферму везут… Погуляли и хватит», – так комментировали небольшое укрепление рубля финансовые блогеры, имея в виду традиционное разделение: тех, кто играет на повышение, называют «быками», а тех, кто зарабатывает на понижении», – «медведями».

Девальвация ради бюджета

Впрочем, никто особенно и не ждал, что Центробанк вдруг вмешается в ситуацию на рынке. В среду, в самый разгар биржевых гонок, глава ЦБ Эльвира Набиуллина заявила, что курс рубля «близок к фундаментально обоснованному», а вмешиваться регулятор будет только в том случае, если возникнут угрозы финансовой стабильности. А таких угроз, по мнению официальных властей, нет.

«Я не употреблял бы слово "обвал"; курс (рубля) действительно меняется, курс волатилен, но это далеко не обвал», – заявил журналистам пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

В этих условиях вновь активно обсуждается тезис о том, что государство сознательно не препятствует девальвации, так как это выгодно бюджету. Напомним, что федеральный бюджет сверстан исходя из прогнозной цены на нефть в 50 долларов, а бездефицитным он будет при цене в 83 доллара.

«Безусловно, девальвация рубля выгодна бюджету. Но думаю, что Центробанк не вмешивается по иным причинам. Во-первых, резервы у ЦБ не такие большие, как раньше. А во-вторых, регулятор заявил о принципиальной позиции не вмешиваться в курс рубля. Хотя я не уверен, что он не вмешивается, надо будет позже посмотреть», – заявил "Фонтанке" экс-министр финансов Андрей Нечаев. Добавим, что сейчас золотовалютные запасы РФ оцениваются в 368 миллиардов долларов, в то время как в начале 2014 года, до масштабной девальвации, они были выше 500 млрд долларов.

Параллельно у Центробанка появилась новая проблема. Весь 2015 год действовал льготный курс для расчета нормативов достаточности капитала. Эта мера помогла банкам, которые, например, выдавали валютные кредиты. Достаточность капитала – это возможность банков решить финансовые проблемы за свой счет. При резкой девальвации финансовые учреждения должны резервировать дополнительные средства, что в условиях кризиса весьма проблематично.

В связи с этим Ассоциация региональных банков обратилась к Эльвире Набиуллиной с просьбой продлить действие льготного курса, заявив, что в противном случае в тяжелом положении окажутся до четверти всех банков. «В прошлом году на всех совещаниях и встречах представители Центрального банка заявляли, что не будут продлевать действие льготных курсов для банков. Сегодня ситуация иная, и, возможно, регулятор изменит свое решение. Это поддержало бы банковскую систему, ведь нарушение нормативов – это повод для приостановки деятельности. Хотя отмечу, что эта проблема в большей степени относится к крупным банкам. Нас, например, она не касается», – говорит председатель правления банка СИАБ Галина Ванчикова.

Судьба нефти

Ответ на вопрос, что будет дальше с курсом, очевиден: с ним будет то же самое, что и с ценами на нефть. Российская валюта следует за нефтяными котировками, словно верная собака за своим хозяином. Например, утром в пятницу, 22 января, нас ждет, возможно укрепление национальной валюты: уже после закрытия торгов на Московской бирже стоимость барреля нефти сорта Brent выросла до 29,1 доллара.

Прогнозы по тому, сколько будет стоить «черное золото» в ближайшее время, разнятся. Например, экс-министр финансов Алексей Кудрин заявил, что нефть может упасть до 16 долларов за баррель, но «ненадолго». А глава Сбербанка Герман Греф полагает, что в первом полугодии она будет находиться в диапазоне от 25 до 30 – 35 долларов, после чего стоимость нефти подрастет. «Во втором полугодии она будет между 30 и 40 долларами за баррель", – сказал он в интервью телеканалу CNBC.

Однако партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин заявил «Фонтанке», что предсказание цен на нефть – «совершенно неблагодарная вещь». «Могут быть вспышки интереса к нефти – цены взлетят на 2-3 недели, потом опять обрушатся, потом – потеря интереса, все будут опять кричать о кризисе. Потом всё вернётся к какой-то средней величине. И в конце года мы увидим, что было среднее», – говорит он.

Сам Крутихин ранее предсказывал, что средняя цена может составить около 45 долларов. По его словам, если смотреть на прогнозы спроса и предложения до конца года, то средняя цена и будет такой. «Сейчас мы находимся внизу этого коридора. Не исключено, что всё пойдёт вверх. Но сам я не стал бы на это ставить деньги», – резюмировал Крутихин.

Между тем в низких ценах на нефть кроется другая опасность. Российские нефтяные компании начинают экономить на инвестициях в новые проекты. Об этом в интервью «РБК» заявил глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов, отметив, что при средней цене в 30 долларов за баррель компании придется сократить инвестиции на 1,5 млрд долларов при запланированных 8,5 млрд. При этом государство может обложить отрасль дополнительными налогами, чтобы компенсировать падение бюджетных доходов. Это, по оценке Алекперова, может привести к «катастрофе».

«Если правительство залезет в карман нефтяников, то залезет в будущую добычу. Текущие месторождения как работали, так и будут работать, у них хорошая рентабельность. И при нынешних ценах они спокойно переживут, и при 20 долларах, и при 15 долларах, – объясняет директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. – Если сейчас у них эти деньги изъять, то ничего нового они бурить не будут. Текущая добыча продержится года два, а потом начнет падать. А если цена на нефть останется на нынешнем уровне, то и падение доходов будет еще больше».

Отметим, что аналогичная дискуссия велась и накануне кризиса 1998 года. В июле 1998 года восемь нефтяных компаний обратились к президенту Борис Ельцину, который наложил вето на законопроект о снижении акцизов на нефть. «Уже в следующем году ожидается резкий спад добычи нефти и газа, значительное сокращение объемов производства нефтепродуктов и связанных с ними секторов экономики... Это уже в ближайшее время приведет к открытым социальным конфликтам и потере доходов бюджетов всех уровней», – написали они тогда. А через два месяц Россия объявила дефолт.

Андрей Захаров,
«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях