Договорные матчи в теннисе — тема номер один в мировом спорте. После расследования английских СМИ с обвинениями в адрес петербургского турнира, конкретными примерами из жизни успели поделиться лидер мужского тенниса и анонимный игрок из Чили. «Фонтанка» тоже нашла одного бывшего теннисиста, который поделился своими историями.
Русские сдаются ради денег?
Совместное расследование BuzzFeed и BBC на тему договорных матчей в теннисе за несколько дней приобрело огромный резонанс. Каждый день теперь всплывают все новые и новые факты, в которых периодически упоминается и Петербург. Четверг, 21 января, не стал исключением.
Одним из краеугольных камней расследования является крупнейшая в мире биржа ставок Betfair. Якобы именно на ней и делаются подавляющая часть подозрительных ставок. Теннисисту не обязательно даже проигрывать весь матч. Достаточно уступить в каком-то одном сете или гейме. BuzzFeed утверждает, что, согласно попавшим в их руки документам расследования, как минимум 16 игроков постоянно проигрывают геймы именно в тот момент, когда против них идет аномально высокий поток ставок. Среди подозреваемых несколько теннисистов топ-уровня, в том числе и самый известный российский теннисист — Николай Давыденко. Тут-то впервые и всплывает Петербург.
Дело было в 2007 году. На турнире в Сопоте Давыденко снялся с матча против Вассальо-Аргуэльо, когда счет в партии был 2:6, 6:3, 2:1. То есть по сетам счет был 1:1, а во третьем сете россиянин вел. Однако количество ставок на проигрыш Давыденко в какой-то момент возросло до рекордных значений. В итоге Betfair пришлось отменить их все. Пятая часть поступивших денег пришла с московских и петербургских банковских счетов.
Естественно, Давыденко потом все отрицал. По его словам, во время матча он пообщался со своей женой, сидящей на трибуне, о том, что из-за травмы ему тяжело играть. По предположению спортсмена, этот разговор услышал кто-то из зрителей. Так или иначе, но ничего доказать в тот раз (впрочем, как и во все остальные, а в адрес Давыденко часто звучат обвинения) не удалось.
В следующий раз упоминание Северной столицы всплыло уже в интервью действующего номера 1 мирового рейтинга Новака Джоковича. Когда журналисты попросили прокомментировать публикацию BuzzFeed, сербский теннисист рассказал, что на турнире St. Petersburg Open-2007 некие люди через членов его команды предложили ему 110 тысяч фунтов стерлингов за поражение. Шутка в том, что Джокович не участвовал в этом турнире. То есть, когда и где сербу все-таки предлагали сдать матч, знает только он сам. К слову, позже Джокович опроверг свои слова.
Чистосердечное признание
Тем не менее вся эта история потянула за собой целую цепочку дальнейших событий. Например, было объявлено, что на стартовавшем как раз на днях Australian Open за матчами будут следить специальные люди для выявления различных подозрительных исходов и событий. Десятки игроков дали комментарии. В частности, Мария Шарапова тоже подтвердила, что иногда сталкивается с предложениями обеспечить определенный результат. А сегодня, 21 января, в одном из чилийских СМИ было опубликовано письмо некоего теннисиста, пожелавшего остаться неизвестным, в котором он признался в сдаче матчей, и объяснил, как и зачем он это делает.
Все началось с того, что однажды ему предложили 1,5 тысячи долларов за проигрыш в первом круге. Он отказался, победил, но во втором круге выбыл. За это аноним получил лишь 200 долларов официальных призовых. Так как он из небогатой семьи, а деньги на поездки по турнирам ему приходилось брать у родителей, эта история запала душу. В следующий раз, когда ему предложили за сдачу уже 2 тысячи, он согласился. Это впервые позволило ему отказаться от родительской помощи. С тех пор и по нынешний момент он продолжает сдавать матчи.
«Я ни о чем не сожалею, ничего не стыжусь, но и гордости не испытываю. Я считаю, что это необходимое зло, потому что теннисное руководство не поднимает призовые на турнирах. Поэтому мы – я и такие же игроки, как я, – продолжим иногда сдавать матчи, чтобы иметь возможность заниматься тем, что любим», – подытоживает анонимный теннисист.
Проблема низких призовых действительно имеет место быть в мировом теннисе. Давно известный факт, озвученный в том числе три года назад российским теннисистом Дмитрием Турсуновым, — более или менее нормально зарабатывают или находятся на грани самоокупаемости игроки из ТОП-100. Так, чистая прибыль Турсунова, за вычетом всех налогов и расходов на перелеты, услуги тренеров и так далее, по его словам, составляет около 5 тысяч долларов в год. И это при том, что в 2013 году он занимал довольно высокое, 29-е место в рейтинге ATP. Нетрудно догадаться, что чем ниже строчка, тем ниже заработок. Так и получается, что за пределами первой сотни теннисисты чаще всего играют в «минус». Отсюда и проблема с договорными матчами.
«Чисто ради интереса»
Однако часто теннисисты делают ставки на свои матчи не только ради денежной выгоды. Как рассказал «Фонтанке» финалист Кубка Дэвиса-1995 в составе сборной России и победитель семи турниров серии "Мастерс" Андрей Чесноков, некоторые идут на это просто ради «спортивного интереса»:
«Могу сказать, что у меня есть желание делать ставки. И просто чисто для интереса. И мне наплевать, что будут делать всякие там службы. Это их проблемы. Но если я это делаю, я это делаю не для того, чтобы кого-то обмануть, а просто чисто из интереса. И каким-то образом наказывать за это глупо. Лучше бы они искали людей, которые выигрывают на этом десятки миллионов долларов, а не игроков, которые ставят мелкие суммы чисто из интереса.
Такое явление есть во всех видах спорта. Чем хуже игрок играет, тем он больше хочет обманывать кого-то. Я уверен, что в этом никогда не будет замешан ни Надаль, ни Джокович. Они, конечно, не будут продавать свои матчи. Знаю, что маленькие игроки все время обманывают. Есть такие и у нас в Росси,и и их все знают по именам. Например, есть такой российский теннисист Сергей Кротюк. На любом турнире — неважно, любительский или официальный турнир ATP – все время какой-то обман у него. Есть такие люди. Был еще игрок из Австрии, клоун какой-то. Он вообще в открытую подходил к игрокам и в открытую же предлагал им слить матч.
В моей карьере с этим все было более или менее спокойно. Однажды на Кубке Кремля была контора, в которой можно было ставки делать, и я прямо сам подошел и перед финалом поставил на Марка Россе 700 долларов. Ну и, конечно, проиграл эти деньги».
Артем Кузьмин, "Фонтанка.ру"