Cемь часов горящая опора центрального участка ЗСД была похожа на античный маяк, сигнализируя о чем-то своем судам в Финском заливе. «Фонтанка» разобралась, как пожар может повлиять на срок сдачи объекта.
Северный пилон будущего моста через Петровский фарватер полыхал около семи часов: по данным МЧС, возгорание произошло около 18.30 19 января, а последние очаги дотлели ближе к часу ночи 20-го. По предварительной версии, причиной пожара на площади 100 кв. м могли стать тепловые пушки, которые работали в верхней части опоры: в последние дни здесь велась укладка бетона вокруг стального сердечника пилона.
«При температуре минус 15 – минус 16 градусов для того, чтобы бетон набрал нужную прочность, помогают специальные добавки. При температуре более минус 20 нужен тепловой прогрев», – пояснил «Фонтанке» профессор кафедры строительных конструкций ГАСУ Анатолий Веселов. По мнению собеседника в дорожном блоке Смольного, знакомого с ходом ЧП, строители могли не среагировать на потепление. «Пушки были настроены на низкие температуры, а вчера резко наступила оттепель. В итоге какой-то горючий материал мог нагреться до критических температур», – считает он.
Фрагмент прямого эфира "Фонтанки" с места событий:
Одно из первых видео, присланных читателями (автор: читатель «Фонтанки» Александр):
Как бы то ни было, но сейчас основной вопрос – насколько повлияет пожар на срок сдачи центрального участка ЗСД. Напомним, что отрезок от Обводного канала до улицы Савушкина строит концессионер – компания «Магистраль Северной столицы», которая принадлежит ВТБ и Газпромбанку. Генеральным подрядчиком выступают итальянская Astaldi и турецкая Ictas, которую правительство РФ недавно включило в список компаний из Турции, имеющих право работать в нашей стране, несмотря на санкции.
Строительство центрального участка ЗСД началось в марте 2013 года. В соответствии с соглашением со Смольным, инвестор должен запустить движение спустя 36 месяцев, то есть в марте этого года. Эта цифра сыграла важную роль при проведении концессионного конкурса: остальные претенденты называли более длительные сроки. Однако уже известно, что дорогу сдадут в лучшем случае в августе. Формально Смольный вправе выставить «Магистрали Северной столицы» штрафные санкции, хотя формулу их расчета стороны не называют, ссылаясь на коммерческую тайну.
В этих условиях пожар может, теоретически, создать дополнительные трудности и еще больше увеличить срок сдачи. Однако эксперты, опрошенные «Фонтанкой», просят сначала дождаться результатов экспертизы обгоревшего бетона.
Кадры тушения пожара (пресс-служба ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу):
«Последствия могут быть нестрашными, так как разогрев мог быть незначительным. А может так оказаться, что бетон придется заливать заново – например, если в нем обнаружатся трещины», – пояснил нашему изданию гендиректор института «Стройпроект» Алексей Журбин. Отметим, что его институт делал проект центрального участка. А теперь специалистов «Стройпроекта», скорее всего, привлекут к изучению последствий пожара.
По словам профессора Архитектурно-строительного университета Анатолия Веселова, многое скажет даже цвет бетона на обгоревшем участке. «Если он красный, значит, воздействие было критическим. Но если там стояли тепловые пушки, значит, работы еще производились и часть бетона не набрала прочности», – говорит он. Добавим: собеседник в МЧС уверяет «Фонтанку», что «цвет бетона на обгоревшем участке – не красный».
Пожар с высоты птичьего полёта (Евгений Шартуков):
Примерные сроки, которые придется потратить на повторную укладку, эксперты называть не готовы, ссылаясь на отсутствие полной картины. Однако некоторое понимание дают аналогичные примеры. Причем один касается все того же центрального участка ЗСД и все того же северного пилона.
В конце лета 2015 года обнаружилось, что при строительстве северного пилона допустили ошибку – на 10-метровом участке уложили бетон более низкого класса. В итоге было принято решение срезать его методом гидродемонтажа. Суть процесса заключается в следующем: дефектный участок обрабатывают струей воды под высоким давлением, благодаря чему арматура остается, а весь раствор – вымывается. Работы на отметке 84,5 до отметки 95,5 метра начались в августе и закончились в ноябре, после чего строительство опоры возобновилось. И судя по использованию тепловых пушек, продолжалось весь январь (проектная высота пилона – свыше 100 метров).
А в декабре 2011 года произошел пожар на строящемся мосту через бухту Золотой Рог во Владивостоке. Как и в случае с ЗСД, полыхала деревянная опалубка, но площадь возгорания была больше в пять раз – 500 кв. м. Снимать обгоревший бетон также пришлось с помощью гидродемонтажа, однако переправу все равно сдали в срок – к саммиту АТЭС 2012 года. Впрочем, ГИБДД тут же обнаружила в нем мелкие недоделки – например, кое-где отсутствовала дорожная разметка, не было завершено строительство надземных пешеходных переходов, местами не работало освещение.