На критику Рамзана Кадырова его команда отреагировала беспрецедентной агрессией. В адрес оппозиции и журналистов сочится ненависть. Владимира Путина просят не допустить повторения ситуации с Charlie Hebdo.
Влиятельные чеченские политики Адам Делимханов и Магомед Даудов выступили с заявлениями, в которых читаются оскорбления и угрозы оппозиционерам и журналистам. Сравнение общественников с собаками, щедрые обвинения в предательстве и продажности остаются Кремлем незамеченными.
Развязанная Рамзаном Кадыровым информационная война против внесистемной оппозиции (та, что не принимает безоговорочно действующий курс государства) получила продолжение. Чеченские политики выступили с дерзкими заявлениями, в которых очень сложно найти следы корректности.
Напомним, 12 января Кадыров приравнял внесистемную оппозицию к врагам народа и предателям. Уполномоченный по правам человека в России Элла Памфилова назвала это заявление вредным. Красноярский депутат Константин Сенченко выразился резче и завершил свой поход против Кадырова извинением со страхом в глазах. Его начинание подхватила общественность. Флешмоб подразумевал распространение хэштега «КадыровпозорРоссии» под тем предлогом, что всех извиняться заставить невозможно. За несколько дней акция охватила интернет-аудиторию численностью больше 40 млн человек. Правозащитники составили петицию с требованием отставки главы Чечни (к моменту публикации ее подписали 9400 человек. – Прим. ред.), а депутат петербургского ЗакСа Максим Резник подготовил обращение в Генпрокуратуру РФ с требованием проверить на экстремизм высказывание о предателях и весь госсайт Кадырова заодно.
Сам Рамзан Кадыров формально оставался в стороне от полемики. За него заговорила команда.
Депутат Госдумы Шамсаил Саралиев посоветовал Элле Памфиловой «успокоиться, выпить валерьянки и извиниться». Его коллега Адам Делимханов на своей странице в Instagram опубликовал фотографии подписантов петиции (Юлий Рыбаков, Людмила Алексеева, Людмила Улицкая, Лев Пономарев и других) с подписью:
«Собаки лают, караван идет».
Не менее сочным выглядит заявление Делимханова, распространенное через «Грозный информ»:
«Некие деятели-шайтаны – "пятая колонна", активно раскачивают политическую и общественную обстановку... Мы видим, как фальшивые журналисты, общественные и политические деятели развернули активную открытую борьбу с действующей властью… Их объединяют общие спонсоры зарубежного происхождения... И сегодня нам необходимо сплотиться вокруг нашего лидера Рамзана Ахматовича Кадырова – символа верности Российской Федерации, непримиримого борца с террористами и национал-предателями…»
Риторика Делимханова не нова. Те же образы шайтанов и национал-предателей регулярно использует и Рамзан Кадыров, в том числе – в адрес служителей государства.
«Собачий» символизм был подхвачен Героем России, спикером чеченского парламента Магомедом Даудовым по прозвищу Лорд (впечатления о нем можно почерпнуть из репортажа «Новой газеты» http://www.novayagazeta.ru/inquests/64211.html).
В Instagram Даудов разместил фотографию Кадырова с кавказской овчаркой по кличке Тарзан (в приведенном ниже тексте орфография и пунктуация авторские. – Прим. ред.):
««Быстро распознает лицемеров, а шакалов, тявкающих где-то очень далеко игнорирует... Страшно не любит собак иностранных мастей... Особенно американских... Европейские породы тоже раздражают. От их закулисной возни некоторые дворняги совсем, бедные, изошлись непрерывным лаем.. Настолько разгавкались некоторые "моськи", что "Эхо" слышно из самой Москвы! Есть у нас "серьезные" кобели, из-за которых у миролюбивого Тарзана сильно чешутся клыки. Это, к примеру, пикинез "Каляпа", защищающий права тех, кого подскажут Питтбули, такса "Веня" со звонкой брехливой глоткой и громким "Эхо", московский беспородный пес "Пономарь" (себя заносчиво называет Львом), обитающий в мусорном ящике недалеко от Госдумы РФ... "Яшка" – дворняжка. В общем, наш друг этих кобелей не любит, главным образом от того, что они ему сильно напоминают блудливых сук... Оборзели, жалкие шавки… Очень резвый стал Тарзан.. Еле сдерживаем. Ой, что тут было бы!!! Если бы не.. Демократия!!!»»
В образной стилистике Даудова узнаются непримиримый оппонент Кадырова Игорь Каляпин (председатель общественной организации «Комитет по предотвращению пыток»), главред «Эха Москвы» Алексей Венедиктов, правозащитник Лев Пономарев, зампред ПАРНАСа Илья Яшин. Видимо, не желая оставаться недопонятым, спикер чеченского парламента выступил с заявлением через тот же «Грозный информ»:
««Стали появляться карманные проплаченные марионетки типа Навального и Ходорковского... Нам непонятно, почему над сознанием российских граждан проводят чудовищные по своему цинизму и ненависти к России эксперименты такие откровенно вражеские штаб-квартиры пятой колонны, как «Эхо Москвы» и «Дождь». У нас не укладывается в голове, почему вскормленные нами продажные «деятели современной культуры, политики и журналистики» типа шендеровичей, венедиктовых, пономаревых, каляпиных, мерзликиных или яшиных могут безнаказанно издеваться над обычаями и традициями разных народов России, называя их дикими или средневековыми?!. Неужели мы позволим горстке проходимцев без родины и флага посеять недоверие между нами. Сегодня вслед за своим лидером Рамзаном Кадыровым я уверенно могу сказать одно: мы, чеченцы, считали и считаем, что люди, подобные тем, кого я перечислил выше, особенно в тяжелых условиях тех вызовов, перед которыми оказалась наша страна, являются предателями, а не оппозицией...»»
Депутат чеченского парламента Усман Оздамиров в эфире радиостанции «Говорит Москва» выразился не менее сочно:
«То, что они болтают про нашу республику, мы чхаем на таких людей… Это просто бездельники, им делать нечего».
Кандидат филологических наук Марина Королева в эфире «Фонтанки» выразила мнение, что чеченские политики стали новаторами. До них в информационном поле России никто не осмеливался быть столь дерзким:
«Текст Магомеда Даудова, например, написан в стиле восточной притчи. Все прозрачно, но никто не называется напрямую. То есть достаточно грамотно выстроен с точки зрения юридической защиты. Однако сравнение оппозиционеров с собаками – достаточно тяжелое оскорбление. Пост Даудова – это что-то новое, новый этап написания текстов от имени официальных лиц. Заявления господ Даудова и Делимханова вполне могут быть подвергнуты лингвистической экспертизе на предмет экстремизма. «Продажные деятели», «лицемеры-либералы», «горстка проходимцев без родины и флага» – эти обороты как минимум уничижительны».
Общественники, которых напрямую или косвенно касался массированный удар, отреагировали по-разному. Писатель Виктор Шендерович юморил:
«Чеченский край при Путине "зацвел мирными красками". Это я, шайтан, перечитываю с карандашиком заявление чеченского спикера».
Обозреватель «Эха Москвы» Матвей Ганапольский был серьезнее, выступив с открытым обращением к Путину:
«Владимир Владимирович, почему вы молчите? Вы не видите, что это призыв к тому, чтобы какие-то правильные чеченцы убили кого-то с радиостанции «Эхо Москвы» или с «Дождя», держа портрет ваш перед собой?.. Почему вы молчите, когда председатель парламента вверенной вам территории открыто угрожает СМИ? Вы хотите Charlie Hebdo?»
Бывший главред «Русского журнала» Александр Морозов был лаконичнее:
«Чечня «заговорила» от имени России».
Команда Кадырова послужила источником вдохновения для известного поэта-песенника Александра Елина. Он сотрудничал со многими рок-коллективами, но широкой публике известен прежде всего как автор песни «Такого, как Путин» и других текстов для пропагандистского коллектива «Поющие вместе». На своей странице в Facebook Елин написал стихотворение «Извинение» (приводим начальные строчки, авторские орфография и пунктуация сохранены. – Прим. ред.):
«прости меня за все, рамзан
за контрабандный пармезан,
за пьянство и посильный блуд
за рокенролл и голливуд
за непочтительность и спесь
за то что говорят не лезь…»
Политолог Дмитрий Орешкин в беседе с ведущими «Фонтанки.офис» выразил мнение, что Кремль оставит без внимания воинствующую риторику официальной Чечни:
««Кадыров понимает главный тренд и пытается занять ведущие позиции. Если бы на повестке дня стояло построение государства и соблюдение законности, то его бы следовало привлечь за нарушение духа и буквы российской Конституции. Но она давно принесена в жертву системе административного контроля за территориями. Нельзя ссориться с Кадыровым, потому что это функция силового контроля над значительной частью Северного Кавказа. Ничего ему не будет сказано. Центр, думаю, среагирует общими формулировками, дескать, в наше нелегкое время не следует раскачивать лодку и взаимно обвинять, а наоборот, сплотиться.
Проблема в другом. Мы вступаем в вилку между азиатчиной по принципу деспотии и европейскими ценностями. Но в России этот конфликт представлен в извращенной форме. Кадырову противостоит не демократическая общественность, а центральная часть силовых элит. Их возмущает, что Москва подвергается экспансии со стороны лиц из Северного Кавказа. Приходят на эту территорию и начинают учинять свои правила. Взяли и убили Немцова. Чеченские люди начали своевольничать на территории, подконтрольной Следственному комитету, ФСБ и другим силовикам. Но «съесть» Кадырова они не могут, это означало бы утрату вертикального контроля над Северным Кавказом. Поэтому получается внутренний конфликт, и он будет замазан. И Кадыров прекрасно понимает, что его не уберут. Он позволяет себе гораздо больше, чем хотят услышать не только либеральная общественность, но и силовики федерального уровня. Сейчас все большее значение приобретает риторика в стиле «поднимаемся с колен». Небеса пропаганды будут все дальше отрываться от реальности, но это та самая победоносная риторика, которая оправдывает существование вертикали. Ценность риторики возрастает на порядок. Но какова эта риторика, определяют те, кто их произносит. Мы не можем осудить Кадырова за произнесение слов, потому что закон функционального смысла не имеет. Смысл имеют те, кто формирует риторическую позицию, – Кремль, Владимир Путин. Слова Кадырова сверху перекрываются другими – о единстве, о том, что мы становимся сильнее, так как присоединили Крым, и следовательно поднимаемся с колен. Это все ложь, мы от этого только слабеем – попадаем под санкции и сажаем экономику на дно. Но победная риторика прикрывает агрессию Рамзана Ахматовича. Он просто забегает вперед и произносит слова, которые через 2-3 года придется произносить центральной власти, если он продолжит двигаться по азиатскому пути».»
Отчасти прогноз Орешкина оправдал спикер Госдумы Сергей Нарышкин. Он назвал конфликт чеченских спикеров и оппозиции «неприятным» и сверхдипломатично привел в пример себя, стоящего за уважительный политический диалог между правящей партией и оппозиционерами.
Ближе к вечеру понедельника, 18 января, чеченское правительство начало активно продвигать в социальных сетях флешмоб «Рамзан Кадыров – гордость России». Об этом на своей странице в Instagram заявил замминистра по нацполитике Лема Гудаев.
«Этой акцией мы надеемся сплотить все здоровые силы российского общества вокруг имени Героя России, главы ЧР Р.А. Кадырова и выступить единым фронтом против информационной агрессии представителей "внесистемной оппозиции", которые развернули вокруг его имени полномасштабную информационную войну», – указано в сообщении.
Акция предполагает использование хэштега «кадыровгордостьроссии».
Мнения пользователей разделились. Одни считают флешмоб «абсолютно правильным решением», так как Рамзан Кадыров – «один из немногих адекватных и жестких политиков сегодняшнего времени». Другие пишут: «Я не считаю Рамзана Кадырова гордостью России».
Встречаются и глубокомысленные комментарии:
«Еще РПЦ должна принести Рамзану Ахматовичу официальные извинения, что исповедует кафирскую веру. А то совсем уже обнаглели, сейчас Россия – позор Рамзана Ахматовича Кадырова, уважаемого».
Александр Ермаков, «Фонтанка.ру»