Очередной крик души от водителя, столкнувшегося с работой баз данных ГИБДД, и мы выяснили: в конце декабря Петербург полностью перешел со старых баз на новые. В управлении признают: сбои периодически бывают. На местах говорят, что «период» длится иногда до 48 часов. Система похожа на навигатор, выдавая то красные, то оранжевые строки. У некоторых сотрудников МРЭО не выдерживают нервы.
«Занимаюсь заменой прав. База постоянно зависает, некоторые люди с декабря не могут поменять удостоверение. Хотя в день могут прождать и 4, и 5 часов. Сотрудники МРЭО разводят руками – все кричат и ругаются, а они сделать ничего не могут. Сама в очереди уже третий час жду, когда отвиснет система», – написала в редакцию «Водителя» читательница Наталья.
Слухи среди ожидающих в очереди ходят разные. Чтобы их развеять, «Водитель» обратился с соответствующим вопросом в УГИБДД по Петербургу и Ленинградской области. Там наличие проблем не отрицают. В частности, говорят, что даже в разделе управления на сайте Госавтоинспекции то и дело появляется предупреждение о «техническом сбое» в том или ином подразделении. «Мы ведем разъяснительную работу с посетителями. Работы по внедрению региональной базы практики в единую федеральную начались около 6 месяцев назад. К концу декабря они были завершены. Можно сказать, что с 1 января мы работаем уже на полностью переведенной системе. Петербург – один из первых регионов России, который полностью закончил этот процесс», – заявили в УГИБДД.
Реакция на местах более эмоциональная: «Так это те самые базы данных, из-за которых невозможно провести регистрационные действия с машиной», – выпалил собеседник «Водителя Петербурга» в одном из межрайонных экзаменационно-регистрационных отделов. И продолжил: да, в декабре 2015-го были полностью подключены все необходимые программы. Но ситуацию это не изменило – в январе уже 2016 года работать стало еще тяжелее.
В кулуарах признаются: не у всех сотрудников МРЭО выдерживают нервы под напором посетителей. В некоторых случаях доходит до слез. «Водители думают, что мы над ними издеваемся. Это не так, мы в таком же положении, что и они», – говорят сотрудники.
Каждое «зависание» в системе отмечается в журнале. Все бы ничего, только иногда время ожидания доходит и до 48 часов. Особенно сложно с регистрацией бывших в употреблении автомобилей: то база не может проверить, есть ли машина в угоне, то вовсе не может найти ее. «Система может выдавать строки красного, оранжевого и других цветов, как навигатор сообщает о пробках», – описывает действие компьютера сотрудник отдела.
Когда систему только начали внедрять, претензии высылались ее разработчикам списками. Проблемы доходят до бреда: так, сотрудники МРЭО говорят, что не могут самостоятельно вручную внести изменения в список улиц. Для этого нужно подавать заявку специалистам. Тем временем, когда переход только начинался, на Васильевском острове, например, было лишь всего две линии. Других адресов как бы не существовало.
Для справки:
База данных, расположенная в Москве, называется ФИС (Федеральная информационная система) ГИБДД МВД РФ. Ее разработала петербургская компания ООО «Росби Информ Ко» и внедрила около десяти лет назад, однако от обслуживания системы компанией ГИБДД отказалась. Сейчас ФИС, как объясняют в «Росби Информ Ко», обслуживают сотрудники Госавтоинспекции, но резервов и средств катастрофически не хватает. В частности, работает оборудование, установленное в 2005 году, мало что делается с точки зрения сопровождения. При этом на ФИС приходится огромная нагрузка: она аккумулирует сведения, посылаемые подразделениями ГИБДД всех регионов страны, об автомобилях и гражданах, документах (ПТС, водительских удостоверениях, отдельно – о пропавших документах), об угонах, об административных правонарушениях, о ДТП. К информационным ресурсам ФИС имеют доступ в режиме реального времени более 33 700 пользователей из числа сотрудников МВД, Госавтоинспекции, специальных служб, заинтересованных министерств и ведомств Российской Федерации (общий объем системы хранения – более 1,5 млрд записей). Каждую секунду обрабатывается более 100 запросов. Именно из-за несоответствия возложенных на ФИС задач и её состояния часто происходят сбои.
В Петербурге, в региональном УГИБДД, функционирует ТРИС РВ ГИБДД МВД России (Территориально распределенная информационная система реального времени). Она обеспечивает связь сотрудников петербургского Управления с ФИС. ТРИС тоже разработана ООО «Росби Информ Ко», и компания продолжает обслуживать ее. Эта система функционирует практически без сбоев. Однако в случаях сбоя ФИС, как правило, «удар» принимает на себя ТРИС. Сотрудники ГИБДД, не разбирающиеся в тонкостях организации баз данных, сообщают о сбое региональной ТРИС, а не федеральной ФИС, так как видят сообщение об ошибке в окошке ТРИС, в котором они работают.