Петербуржцы приходят в кадровые агентства, где вместо трудоустройства становятся клиентами НПФ «Доверие». Старой доброй схемой вдохновился то ли сам фонд, то ли его наемные агенты.
Житель Петербурга, попросивший не называть его имени, 11 января 2016 года пришел в кадровое агентство устраиваться на работу водителем. А в результате чуть не стал клиентом НПФ «Доверие». Работники агентства, с его слов, внушали ему, что так надо, иначе работу он не получит. Хотя, со слов других соискателей, с которыми ему удалось пообщаться, даже вступление в ряды клиентов «Доверия» к получению работы не привело.
Кадровое агентство с изящным названием «ЖБИ Активы» находится на улице Полярников, 9, в офисе 403. Интернет завален размещенными от его имени вакансиями водителя, грузчика, фасовщика, разнорабочего. Причем зарплаты в каждом из случаев колеблются от 50 тыс. до 100 тыс. рублей. Требований к соискателям практически никаких — «можно без опыта», «главное – желание работать».
«Фонтанка» позвонила по указанному номеру.
– Водителей еще набираете?
– Да, вакансия открыта. Вам сколько лет?
- 29.
– А стаж?
- Пять лет.
– Отлично, собеседование только по записи. Записываем вас?
- Подождите. Кто работодатель, какой автомобиль, что нужно возить, какой график?
– Автомобиль «Фиат Дукато», график: либо два через два, либо пять через два. Возить нужно товар либо в Шушарах, либо в Пушкине, на выбор. Работодатель — «Агроторг».
- Агро... что?
– «Агроторг». То есть «Агрохолдинг».
- Это что такое — «Агрохолдинг»?
– Это нужно возить бакалею всякую.
- Хорошо. А еще говорят, нужно в какой-то пенсионный фонд вступить?
– Это уже на собеседовании мы вам расскажем.
- А сейчас почему нельзя?
– Только на собеседовании.
Единственный известный «Агрохолдинг» — это курский мясной завод, у которого никогда не было подразделений в Петербурге. К тому же весной 2015 года он был обанкрочен.
Для успешного трудоустройства петербуржцу, искавшему работу, предложили подписать несколько бумаг. Это договор, предметом которого является перевод накопительной части пенсии из Пенсионного фонда РФ в негосударственный пенсионный фонд «Доверие», а также заявление в ПФР об отказе от дальнейшего обслуживания и желании начиная с 2017 года формировать пенсию в «Доверии», которое он должен сам отнести в Пенсионный фонд.
Отметим, что время «молчунам», отведенное для выбора НПФ, истекло 31 декабря 2015 года, и теперь, по закону, им уже нельзя перевести накопительную часть пенсии в негосударственный фонд. Однако, во-первых, рынок НПФ не исключает, что в первом квартале 2016 года такую возможность продлят (сейчас это обсуждается в правительстве). А во-вторых, на документах, которые в кадровом агентстве предложили подписать соискателю, отсутствует дата. То есть в теории туда могло быть вписано любое число.
Поняв, что происходит, петербуржец отказался от дальнейшего сотрудничества с кадровым агентством и ушел. Однако, несмотря на это, в тот же день он получил от НПФ «Доверие» сообщение на телефон с благодарностью за вступление в ряды клиентов фонда.
Как так получилось
Агентство «ЖБИ Активы» было учреждено в сентябре 2015 года уроженкой Хабаровска Светланой Сундуковой. Она же — директор. Ее версия в корне отличается от рассказа соискателя. «Мы просто предлагаем ему заключить договор с фондом, насильно туда никто никого не тянет. Дело совершенно добровольное. То, что якобы подписание договора дает стопроцентную гарантию трудоустройства, о таком речи не шло. Если человек считает, что это мошенничество, пусть напишет заявление в полицию. Какие к нам вопросы могут быть? Мы с него хоть копейку вообще взяли?» — почему-то у «Фонтанки» поинтересовалась Сундукова.
Что касается вероятности трудоустройства, ее определяет работодатель, говорит она, который рассматривает кандидатуру по своим параметрам. А если человек не подходит, виноватым почему-то всегда становится кадровое агентство, сетует предпринимательница. Светлана Сундукова отказалась раскрывать характер договорных отношений ее агентства с НПФ «Доверие», сославшись на «коммерческую тайну». В то же время она не отрицает, что договор между «ЖБИ Активами» и НПФ есть. Бизнес-леди не смогла объяснить, как ее агентство пополняет число клиентов «Доверия», если с 2016 года перевод накопительной части пенсии из ПФР больше не возможен.
В НПФ «Доверие», спустя сутки после официального запроса, никаких комментариев «Фонтанке» не предоставили. Фонд этот входит в группу «Бин», принадлежащую Михаилу Шишханову и Михаилу Гуцериеву. В эту же группу входят НПФ «Райффайзен», «Европейский пенсионный фонд», «Регионфонд», «Образование и наука». Объем пенсионных накоплений фондов группы «Бин» превышает 144 млрд руб. В группу входят также несколько банков: Бинбанк, Рост банк, МДМ Банк. Пенсионные фонды группы имеют 10-процентную долю в Промсвязьбанке.
В Интернете несколько десятков отзывов об НПФ «Доверие», в которых люди жалуются на навязывание услуг фонда в кадровых агентствах. Эти отзывы оставлены в период с 2013-го по 2015 год жителями Москвы, Санкт-Петербурга, Чебоксар, Томска, Брянска, Сочи, Краснодара, Ростова-на-Дону. Вот типичный рассказ:
«...Девчушка не взглянув на анкету завела разговор про НПФ, участвую или участвовал ли я в каком-либо? Мой ответ — как в анкете, что кроме нашего родного Государственного нигде не был и желания особенного пока не имею... Девочка старалась мне лапшу повесить о том, что все бесплатно... Назвала солидных и заслуживающих доверия три или четыре НПФ, среди которых естественно был и НПФ "Доверие"... Еще раз спросила, сколько мне полных лет, я ответил! И о чудо, оказывается мне исключительно подходит НПФ «Доверие», потому что только этот НПФ как великое мне одолжение примет жалкие мои накопления из родного Госпенсионного. и никто другой. И если я не соглашусь,то мне не дадут список вакансий». (Орфография и пунктуация автора сохранена. – Прим. ред.)
Как сообщил «Фонтанке» президент Национальной ассоциация пенсионных фондов Константин Угрюмов, привлечение новых клиентов в НПФ таким способом является показателем невысокого качества и уровня самих кадровых агентств. Крупнейшие НПФ на рынке давно отказались от услуг агентов, которые выполняют просто количественные показатели по подписанию договоров с НПФ, говорит он.
«Граждане должны четко осознавать, под чем и за что они ставят свою подпись. В многих случаях с незаконными переводами ошибки совершают именно застрахованные лица, подписывая договор. Пример с кадровым агентством Петербурга подтверждает это. Как только человек услышал подобное предложение, он должен был сразу встать и уйти», — считает Угрюмов.
Кроме того, в ноябре 2015 года возглавляемая им ассоциация направила письмо в правительство РФ с предложением изменить процедуру перехода застрахованных лиц из одного НПФ в другой. Заявление о смене страховщика гражданин должен будет подавать через текущего страховщика, что исключит риски неправомерного перевода. Механизм перехода одобрен Минфином и Центробанком и может быть введен в 2016 году, говорит он.
Что касается перехода в НПФ из государственного Пенсионного фонда, подписание договора с НПФ еще не означает факта перехода. Документ не может вступить в действие, пока застрахованное лицо лично не подаст заявление в ПФР. С 2014 года агенты больше не могут осуществлять дистанционный перевод застрахованных лиц в НПФ, такая мера была введена именно в целях предотвращения незаконного перевода накопительной пенсии.
Масштаб проблемы
Сотрудничество негосударственных пенсионных фондов с кадровыми агентствами на самом деле давняя история. Агентства завлекали клиентов не только в НПФ «Доверие», но и в НПФ «Кит-финанс», НПФ «Первый русский» и другие. Как пишет в блоге сотрудник одного из фондов, основная причина недовольства граждан кадровыми агентствами заключается в том, что после заключения договора с НПФ человеку так и не находили подходящую работу.
«Либо в силу своих высоких требований к работодателю, либо в силу недобросовестности людей, искавших ему вакансии, либо в силу своей лени. Он, как и любой "нормальный" человек, начинал винить в этом тех людей, которые не оправдали его ожидания. Именно так и заработали кадровые агентства свою репутацию "не совсем порядочных" организаций», — пишет он.
По информации «Фонтанки», кадровые агентства в ряде случае получают деньги не только за привлечение клиентов, но и за предоставление в НПФ персональных данных потенциальных клиентов. Знание ФИО человека, его возраста, обратной связи и факта обслуживания в Пенсионном фонде позволяет работникам НПФ позвонить и предложить свои услуги.
Не все кадровые агентства занимаются подобными делишками. Директор омского «Агентства кадровых решений» Наталья Мельникова в октябре 2015 года объясняла журналистам издания «Омскрегион», что ей названивают из различных НПФ с предложением передавать данные соискателей.
«При этом специалисты негосударственных пенсионных фондов предлагают не просто на уровне рекомендации информировать клиентов, а присылают коммерческое предложение, где прописывают количество анкет и сколько они готовы за это платить. Но мы эти услуги не оказываем, для меня важна репутация. Когда я интересуюсь, что это влечет за собой, как должен быть проинформирован соискатель об этом, я не до конца получаю от них ответы. Мы отказываемся, а сотрудники НПФ недоумевают: "Вам что, не нужны деньги?"» — говорила она.
Ханты-Мансийский негосударственный пенсионный фонд выпустил специальную памятку про мошенников-агентов, которые «во что бы то ни стало стремятся перевести накопительную часть пенсии гражданина в нужный им НПФ, порой используя весьма коварные методы». Чаще всего они ходят по квартирам, представляясь сотрудниками государственного Пенсионного фонда, и предлагают подписать договор, «чтобы не пропала накопительная часть пенсии», либо просто переписывают данные жильцов, а затем сами оформляют документы от их имени и расписываются за них же.
Недобросовестные агенты встречаются в гипермаркетах и в банках. Были случаи, когда человек брал кредит и вместе с кредитным договором ему подсовывали заявление о переводе пенсии. Намекали, что заключение договора с НПФ благоприятно скажется при установлении процентной ставки по кредиту.
Александр Аликин,
«Фонтанка.ру»