Петербургские девелопер «Главстрой-СПб» и производитель «Панорама-окна» лишились прав на свои товарные знаки из-за претензий уфимской «Бизнесинвестгрупп».
Основанием для отзыва защиты товарных знаков у «Главстроя-СПб» и «Панорамы» стало обращение башкирской компании «Бизнесинвестгрупп», следует из материалов Роспатента. Та указала, что принадлежащий ей бренд «Панорама» был зарегистрирован раньше, чем сходные с ним знаки «Панорама 360» и «Окна Панорама». Ведомство согласилось с ее доводами. По словам юристов, сейчас в России такое «патентное рейдерство», или, скорее, «патентный рэкет», абсолютно законно.
Суд по интеллектуальным правам, в котором завод «Панорама» попытался спорить, оставил решение Роспатента в силе, следует из документа, опубликованного 21 декабря.
«Главстрой-СПб» сообщил «Фонтанке», что сдаваться не намерен. «Мы не согласны с принятым решением и планируем дальше отстаивать свое право на товарный знак "Панорама 360"», – заявили в пресс-службе компании.
Однако, если не удастся добиться отмены решения Роспатента, руководству компаний придется отказаться от использования данного знака и потратить значительные суммы на ребрендинг.
В противном случае им грозит штраф. «За незаконное использование товарного знака правообладатель может взыскать 5 млн рублей или сумму в размере двукратной стоимости произведенного под ним товара», – комментирует Виктор Станковский, директор петербургского офиса «Городисский и партнеры».
Патентные захватчики
По словам директора оконного завода «Панорама» Максима Яковлева, обе компании стали жертвами профессионального «патентного рэкетира».
Компания «Бизнесинвестгрупп», созданная в 2011 году башкирской семьей Ибатуллиных, за четыре года подала в Роспатент около 150 заявлений о прекращении защиты товарных знаков, в том числе лицензиатов на такие торговые марки, как Orbit, Stimorol, Dr Pepper, «Солодов», «Царская». Основную часть этих процессов она проиграла. Однако, к примеру, ретейлеру «Перекресток» не удалось оспорить у той права на товарный знак «Советские». Сейчас дело рассматривается в апелляционной инстанции.
«Фонтанка» связалась с руководителем «Бизнесинвестгрупп» Азаматом Ибатуллиным. По его словам, обращение в Роспатент с просьбой лишить петербургских предпринимателей охраны их товарных знаков имело целью «устранить ошибку». «Мы приобрели товарный знак, зарегистрированный ранее. Используем мы его или нет — отношения к делу не имеет», – пояснил он.
Предприниматель также сообщил, что готов продать права на бренд, если от этих компаний поступит интересное предложение.
С надеждой на немецкий опыт
По словам юристов, деятельность «Бизнесинвестгрупп» стала возможной из-за несовершенства существующего механизма регистрации прав на товарные знаки.
«Примеров, когда Роспатент регистрирует два схожих товарных знака, множество. Дело в том, что решение принимают экспертные комиссии, мнения которых довольно субъективны, кому-то кажется, что сходство есть, кому-то – что его нет», – отмечает Виктор Станковский. Однако, в соответствии с законом, компания, чей знак был зарегистрирован раньше, имеет право оспорить права конкурентов.
По словам Максима Яковлева, в ходе встречи с ним заместитель руководителя Роспатента Любовь Кирий «сообщила о том, что про ООО «Холдинговая компания «Бизнесинвестгрупп» хорошо знает, но сделать ничего не может». В письме в адрес руководителя Роспатента Григория Ивлиева предприниматель просит «организовать совместную встречу Роспатента, МВД, ФАС России и компаний, пострадавших от патентного рэкета, с целью выработать действенный механизм привлечения к ответственности (в том числе уголовной) руководителя ООО «Холдинговая компания «Бизнесинвестгрупп» и его пособников».
Впрочем, по словам Виктора Станковского, такой вариант вряд ли возможен: формально «Бизнесинвестгрупп» действует в рамках правового поля.
Зато Роспатент в ближайшее время намерен выступить с инициативой использования в России немецкого опыта. «Компания, которая хочет зарегистрировать знак, открыто публикует заявку. Все заинтересованные стороны имеют право в течение полугода представить свои возражения. Если такие не поступают, бренд получает защиту, если поступают, то обоснованность их претензий рассматривает комиссия», – говорит юрист.
Но если такие нормы вступят в силу, они будут касаться лишь новых знаков. 250 тысяч брендов, зарегистрированных к настоящему моменту, по-прежнему в любой момент могут остаться без защиты из-за пробела в законодательстве.
«Сейчас действительно появилось много мошенников, которые пытаются вымогать деньги или судиться с добросовестными компаниями, выкупая или регистрируя товарный знак», – соглашается Ирина Стрельцова, руководитель юридического отдела сети «220 Вольт».
По ее словам, в ее практике было более 100 случаев, когда права на бренд ретейлера нарушались, но компании удалось отстоять свою правоту в суде. Впрочем, ранее руководитель «220 Вольт» Алексей Федоров рассказывал «Фонтанке», что ретейлер периодически вынужден покупать доменные адреса, названия которых схожи с его собственным адресом.
По мнению Виктора Станковского, в случае открытого «патентного рейдерства» шансы на победу в суде есть. «Для этого придется доказать, что ваш оппонент не использует товарный знак по факту, таким образом, его обращение в Роспатент может быть классифицировано как «злоупотребление правами», – считает Виктор Станковский.
А вот если ваше право оспорил добросовестный конкурент, то придется искать другие варианты. Например, ранее петербургскому ретейлеру ТД «Интерторг» пришлось изменить написание своей сети «Семья», добавив в нее цифру «7» и слово «народная», чтобы оградить себя от претензий пермской группы «ЭКС», развивающей сеть с аналогичным названием.
Галина Бояркова,
«Фонтанка.ру»